Продолжение.
Начало в «КД» №243, июль 2020
Влад Кульминский, журналист
– Давайте перейдем к началу Второй мировой войны. Вы сказали, что и Сталин, и Гитлер планировали напасть друг на друга, потому что именно в этом они подозревали своего – на бумаге – друга, а по факту – противника или врага. Почему Гитлер напал на Советский Союз? Вы считаете, что он совершил безумие, сделав это и таким образом начав войну на два фронта, чего всегда боялся в немецкой истории Бисмарк?
Марк Солонин, российский историк
– Мы знаем, почему Гитлер начал войну, и здесь-то все понятно, потому как война закончилась разгромом гитлеровской Германии и все архивы, которые не успели сжечь, достались победителям. Есть письмо, которое 21 июня (то есть буквально за несколько часов до начала войны) Гитлер пишет своему закадычному другу Муссолини. Есть большой текст – 3-4 машинописных страницы, где Гитлер очень подробно объясняет и рассказывает, почему он принял такое решение. Дожившие до конца войны гитлеровские генералы, фельдмаршалы, как известно, оказались в Нюрнберге, в трибунале. Они давали там очень подробные показания. Вот это письмо Гитлера Муссолини должно быть, на мой взгляд, в каждом школьном учебнике, хрестоматии, чтобы все эти вопросы больше не задавались. «Я решил разорвать эту удавку до того, как она меня затянет, как она меня задушит. Я решил положить конец лицемерной игре Кремля. Я решил, что не могу больше тянуть, после того, как мне доложили карту с обстановкой на Восточной границе».
То есть невозможно было скрыть подготовку советского вторжения. Его невозможно было скрыть, потому что в середине XX века воевали огромными мобилизационные армиями. Это не рыцарская армия 200 человек с одной стороны и 250 с другой. Это огромная, многомиллионная мобилизационная армия. Невозможно провести даже скрытую мобилизацию, чтобы ее не заметили. 800000 человек подняли, собрали в военкоматы, загрузили в эшелоны. Это заметно. 3000 эшелонов – не я придумал, не я нашел ту цифру. Еще в начале девяностых вышло это фундаментальное исследование («1941 год. Уроки и выводы»). 3000 эшелонов с войсками стучали колесами в июне 41-го года и двигались из Сибири и Дальнего Востока, с Урала к западной границе. Этого нельзя было не заметить. Поэтому Гитлеру это уже было все понятно, понятно было его генералам, и, должен я вам сказать (вот это то, что удалось сделать мне во Фрайбурге, в военном архиве Германии), мне удалось найти несколько бумаг по поводу плана «Берта». То есть они вполне реально не исключали возможность того, что Красная армия нанесет удар до того, как Гитлер завершит развертывание своих собственных войск. Нужно сразу отметить, что «Берточка» была очень тщедушная: они что-то видели, ощущали нарастающую угрозу, но масштаб им был совершенно непонятен. Масштаб того катка, который на них накатывался, они не поняли. Но и этого оказалось достаточно, чтобы Гитлер принял решение «разорвать эту удавку, прежде чем она меня задушит».
Это цитата. Я никогда не использую термин «превентивная война» по одной единственной причине. Любая война, которую начинал и вел такой преступный режим, как нацистский, была войной преступной, несправедливой, антинародной по определению. Использование такого термина носит элемент легализации. Никакого оправдания эти два величайших преступника-изувера, Сталин и Гитлер, не имеют.
– Сейчас, конечно же, с высоты нашего времени понятно, что нападение на СССР было безумием – уж слишком были несопоставимые потенциалы. Но все же какой был план Гитлера и какую часть территории Советского Союза он хотел захватить?
– Это простой вопрос. Ответ есть в директиве №21 «План Барбаросса» от 18 декабря 1940 года. Задача была сформулирована в первой фразе плана «Барбаросса»: «Немецкая сторона должна уничтожить главные силы Красной армии в краткосрочной компании еще до завершения войны против Великобритании. Они не понимали масштаб сил противника, они наделись, что в течение нескольких месяцев (в любом случае до наступления осенней распутицы) они смогут уничтожить главные силы Красной Армии, сосредоточенных в западных областях, после чего выйти на линию Архангельск-Астрахань, т.е. примерно по линии р. Волги. Уральские заводы могли быть уничтожены авиацией. Никогда не ставилась задача оккупации Советского Союза от Бреста до Владивостока. Задача была разрушение военной машины для оккупации той части территории, которая исключала возможность восстановления этой военной машины. Временная граница – до осени 41 года.
– Гипотетически, если бы это произошло, Советский Союз мог бы продолжать воевать из-за Урала или это было фактически невозможно?
– На мой взгляд это был бы уже не Советский Союз, я не думаю, чтобы Сталин и его власть могли пережить поражение такого масштаба. Если провести линию от Ленинграда до г. Горький (сегодня Нижний Новгород) и далее до Запорожья, получается прямой угол. Так вот, к западу от этой линии находились все танковые, авиамоторные, большая часть артиллерийских заводы страны и т.д. То есть потеря территории до Волги – это почти полное обнуление советского экономического и военного потенциала и в этом смысле как раз план «Барбаросса» был вполне рационален. Если бы Советский Союз потерял эти территории и потерял еще и армию, которая пыталась защищать эту территорию, это был бы, разумеется, конец истории.
– По официальной версии, в июне 41-го года по технике, по оснащению, по личному составу Вермахт превосходил Красную армию. Каково было реальное соотношение сил на тот момент?
– С начала 90-х годов даже в России были опубликованы соответствующие реальные цифры (М. Мильтюхов «Упущенный шанс Сталина»). В Красной армии на момент начала войны было примерно 5 млн человек. 23 июня объявляется всеобщая мобилизация, давшая еще 5 млн. Причем, в отличие от героев советских кинолент, это были не школьники, а 5 млн резервистов – подготовленных и прошедших когда-то действительно воинскую службу. Всего до конца 41 года с учетом этих 5 миллионов мобилизуется 11 млн человек. Вот такой был ресурс. В совокупности имеем 16-17 млн человек. Такой был людской ресурс, которым располагал Сталин. Немцы имели на начало вторжения 3 млн и в течение всего 1941 года в виде маршевого пополнения еще получили порядка 1 млн. По соотношению людского ресурса Советский Союз имел многократное превосходство…
Продолжение следует