Все мы знаем со школы, что Крымская война Россией была проиграна. Но не всем известно, что на Дальнем Востоке, на Камчатке, англо-французская эскадра так и не смогла одержать победу над русскими. Вот что писала о тех событиях в 1855 г. газета «Таймс»: «Борт только одного русского фрегата и нескольких батарей оказался непобедимым перед соединенной морской силой Англии и Франции, и две величайшие державы земного шара были осилены и разбиты небольшим русским поселением». Кто же был тем героем?
Из Указа о составлении учебника по истории России: «Культурная революция на всех уровнях должна формировать такое единство исторического процесса, в котором потомок «красного партизана» или потомок «белого офицера» ощущал бы себя наследником «одной для всех» – противоречивой, трагической, но великой истории России». (Рекомендация В.В. Путина)
21 мая 1901 года во Владивостоке совершилась закладка памятника адмиралу В.С. Завойко (1812-1898 гг.) – одному из самых славных героев – и его воинам-сподвижникам по обороне крепости Петропавловск на Камчатке.
В связи с этим состоялась Божественная литургия в Успенском соборе, далее многочисленная процессия двинулась к месту закладки в лучшем и видном месте города.
Построенные войска всего гарнизона, тысячная толпа, несколько оркестров издают торжественные звуки… У места закладки совершено молебствие с водоосвящением и провозглашением вечной памяти «болярину Василию»…
Громогласно была прочтена надпись с датой закладки, вырезанная на доске, окропленной святой водой. Далее ее вложили в специальный ящик и поместили в особо заготовленное углубление.
Будущий памятник должен будет напоминать каждому гражданину, что русские воины никогда не складывают оружие перед врагом, как бы ни был последний силен. Средства на сооружение памятника были добровольно пожертвованы со всех концов России: от доблестных сподвижников, от патриотов Отечества, семей погибших при Цусиме, обороне Петропавловска на Камчатке, Охотска, Аяна, Николаевска….
Глава МИД России П.Н. Дурново, сам служивший в молодости 5 лет на Дальнем Востоке (кстати, в память об этом храбрейшем мичмане назван остров Дурново в гряде островов Римского-Корсакова), лично доложил Николаю II о закладке памятника всем защитникам восточных берегов России. Император горячо поддержал эту инициативу, поскольку это напомнило ему о пребывании во Владивостоке, и внес свой личный вклад в сооружение памятника воинам. Более 300 русских моряков, служивших в водах Тихого океана, заслуженно оставили свои имена на островах, проливах, банках и мысах – с удовлетворением и молитвами вносили они свою лепту в Святое дело увековечивания памяти защитников дальневосточной окраины.
Сам же памятник был открыт 18 мая 1908 года при представителях всех родов войск. Залпы в знак беспримерного уважения и благодарности русскому воинству, которое вписало славную боевую страницу в историю страны, гремели весь день…
Вся скульптурная композиция – бронзовая фигура адмирала на высоком пьедестале маньчжурского гранита, с бронзовыми письменами – пространственно была сориентирована в Тихий океан, волны и ветра которого отпели павших героев, на земли Дальнего Востока, куда с Крестом и Евангелием вышла Россия.
Масштаб личности адмирала Завойко был таков, что это событие чествовалось на государственном уровне: в Петербурге (в Казанском соборе) и в других крупных городах России состоялись торжественные службы… Памятник стал признанием Родиной общих заслуг русской армии, а также заслуг при обороне порт Артура и строительстве крепостей Владивостока.
Человеку потребен не только идеал процветания – ему необходим идеал великого государства и желание сознавать, что он гражданин, потомок славных предков могущественной, уважаемой страны. Все газеты России и иностранных держав оповестили мир об этом событии. Токда же были изданы серии открыток и почтовых конвертов с фотографиями памятника во Владивостоке.
Английская газета «Таймс» в связи с этим вспоминала: «Русская эскадра под командованием адмирала Завойко переходом из Петропавловска на Камчатке в залив де-Кастри и делом при де-Кастри нанесла нашему британскому флоту два черных пятна, которые не могут быть смыты никакими водами океана во веки».
Деяния наших предков воплотились в славу и мощь Российской империи, которая искала пути осуществления государственного будущего Дальнего Востока. Без этих заслуг не состоялась бы эпопея строительства Транссиба, который превратил страну в единое военно-стратегическое пространство. Эта магистраль стала одним из величайших гражданских человеческих творений в мире, и без нее мы бы не удержали Дальний Восток, как не удержали когда-то Аляску…
Не удалось бы без этих завоеваний провести аграрную реформу и переселить более 4 млн крестьян на восток. Не удалось бы без Транссиба, уже в советское время, срочно передислоцировать героические сибирские и дальневосточные полки, которые решили исход боев под Москвой в 1941 году…
Этот общий подвиг наших предков и отцов – повод для воспевания, гордости, восстановления памяти подлинных героев. Около статуи в 1909 г. перед уходом на Север для изыскания северного морского пути на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр» стояли А.В. Колчак и Б.А. Вилькицкий… В свое время у памятника побывали норвежские исследователи Р. Амундсен, Ф. Нансен и другие иностранные мореходы…
Знание своих и чужих достойных предков делает любого человека глубже, развивает в нем интерес и желание изучать историю, деяния мужественных людей, мир вокруг нас..
Годы Первой мировой войны и последующие за ней события стали великой трагедией России. В.В. Путин на заседании Совета Федераций 20 июня 2012 года сказал: «В 1917 году большевики совершили акт национального предательства. Наша страна проиграла проигравшей стороне – это унизительная ситуация. Ответственность за это лежит на тогдашнем руководстве, то есть на большевиках».
Подписание же Лениным и Троцким предательского Брест-Литовского договора стало драмой русской армии и всего общества. Под защитой Красного Креста по Транссибу, к Тихому океану, с правом вернуться на свою родину стали прибывать пленные венгры, австрийцы, сербы, чехословаки (всего более 10 национальностей), а также бывшие союзники по Первой мировой войне: американцы, англичане, французы (названные большевиками «интервенты») – около 200 тыс. вооруженных мужчин. Все они спешили покинуть бескрайнюю и опасную Россию, нервничали, были агрессивны… Но в ожидании своих судов на родину в течение 2 лет никто из них не посмел выразить какое-либо пренебрежение памяти адмирала Завойко: он для них был символом мужества, порядка, гарантом спасения и надежды выбраться из хаоса чужой страны. Уже идя на посадку, они проходили строем перед памятником, отдавая ему этим воинскую честь.
В 1922 г. окончательно были вынуждены покинуть Отечество и белые воины…
К власти пришли «свои» – доморощенные, для которых нормой были ложь, подлость, коварство, отрицание веры в Бога, отрицание бессмертия души умерших и собственной, обрушение устоев, обесценивание понятий верности и чести.
«После всего того, чем мы заслуженно гордились, наш народ отдался духовной катастрофе 1917 года, и с тех пор мы, до жалости не прежние», – пишет А.И. Солженицын. По всей стране демонстративно шло уничтожение соборов, церквей, сжигание икон, преследование верующих в Бога и памяти славы, добытой нашими предками потом и молитвами.
В годы репрессий по решению Владивостокского горсовета (май 1928 г.) власть большевиков – потомков «красных партизан» – с откровенным цинизмом и глумлением сдернула с гранитного пьедестала статую адмирала Завойко и уничтожила. См. статьи «Изучайте карты, господа!», «Кто вы, товарищ Лазо?».
А в 1945 году в назидательных целях власть возвела на святой постамент статую одного из своих вожаков, который изменил воинской присяге во время войны и повернул оружие против своего народа (Ред: речь идет о Сергее Лазо). Он же возглавил отряды «красных» партизан из уголовных элементов (которые потекли рекой из открытых революцией тюрем) и бездельников, банды с целью захвата власти по Амуру до Николаевска. Посланный им отряд по руководством Тряпицына и комиссара Лебедевой-Кияшко применял беспощадную вооруженную силу против мирного населения. Крайняя, ничем не оправданная жестокость, все виды насилия, грабеж, расстрел детей старше 5 лет – убийство около 17 тыс. ни в чем не повинных людей, в т.ч. иностранцев в Николаевске-на-Амуре (городе, который был основан в 1856 г. Завойко на месте Николаевского пограничного поста)*. Известие об этом заставило содрогнуться мировую общественность… Сам «автор» этих деяний писал, что «эти погромы сегодня необходимы… и в эти дни у меня не было ни жалости, ни чувства страха, перед разрушениями и убийствами» (С. Лазо «Дневники и письма», Владивосток 1959)…
Чему можно научить молодое поколение перед этим памятником вандализму и убийствам? Чему молодежь будет служить: Отечеству, совести или сиюминутной власти? Будет ли она верить в свою страну? Пока только вражда и забвение прошлых заслуг предков переходит от одного поколения к другому…
И ныне от этого «наследия» не спешит отказываться власть, в большинстве своем порождение советского времени. Эту тему обходят, замалчивают, в худшем случае она вызывает неприязнь, критику. Но это право отдельной личности, индивидуума. Общество же должно исходить из просветительного уважения к истории, которая является традицией Отечества.
Да, сто лет селекции не могли не сказаться на качестве населения страны. Сегодня Россия в идеологическом тупике, в который завели те, о которых сказано в Евангелии: «По делам их узнайте их».
Мы не знаем, когда придет конец последствиям Гражданской войны. Но знаем, что заслуги адмирала Завойко и его сподвижников останутся в истории России. Мы же должны пройти путь покаяния – обращения к Богу, который все видит…
К сведению, президент В.В. Путин подписал Указ №683 «О стратегии национальной безопасности РФ», где впервые в истории современной России на государственном уровне закреплен приоритет духовных ценностей над материальными, т.е. должен быть на самом высоком уровне востребован богатейший пласт научно-публицистического наследия офицеров Русской Императорской армии.
И уже публикуются ранее недоступные источники и документы о последствиях гражданской войны. Они воссоздают правдивые данные об «ошибках» советской эпохи. Эта работа уже идет, но стихийно: есть беспристрастные историки, краеведы с лекциями и готовыми списками прежних названий, есть Православная Церковь, стремящаяся сохранить память о своих новомучениках, но не об их гонителях.
Конечно, местами и временами что-то уже меняется к лучшему, но пока политика наследников «красных» партизан и им подобным не получила общественной оценки.
Однако еще историк В.О. Ключевский считал одним из признаков великого народа способность встать на ноги после любого падения и проводил мысль об ответственности потомков перед славными предками: «Ибо нравственное чувство есть чувство долга». Отдавая дань предкам, мы пересматриваем самих себя, иначе «наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего».
P.S. В сентябре 2015 г. на международной конференции в Севастополе была вынесена резолюция – обратиться к президенту России В.В. Путину с просьбой отметить Исход Белой армии в 1920 г. установкой мраморного креста, а к правительству г. Севастополя – с просьбой разрешить установку статуи белого генерала П.Н. Врангеля.
Человек жив «генетической» памятью, переходящей от прадедов к грядущим поколениям. Почему же мы, отмечая 140 лет создания Морского собрания военного флота России, до сих пор не восстановили памятник адмиралу Завойко во Владивостоке?
И хочется вспомнить замечательные слова русского мыслителя Ивана Ильина: «Никогда не жалуйтесь на времена, ибо для того ты и родился, чтобы сделать их лучше».
Владивосток, ноябрь 2016
* Новый город-порт Николаевск был построен в два с половиной месяца на левом берегу Амура силами солдат, матросов, казаков, «охотников» (добровольцев) и эвакуированных жителей уничтоженного Петропавловска во время маневра Русской эскадры контр-адмирала Завойко в ходе военной кампании на Тихом океане в 1853-1856 гг.