Мы ленивы и нелюбопытны
А.С. Пушкин

Игорь Петренко,
главный редактор и учредитель «КД»

В сентябрьском номере в День знаний мы решили вспомнить наших главных спикеров, которые еще много лет назад призывали руководителей сесть за парты. И главным Учителем в высшей лиге, бесспорно, остался Евгений Тушкин, который написал более 50 статей для нашего журнала. Продолжаем публиковать выдержки из его книги «Особенности национальной работы». Большинство статей датированы 1998-2002 гг. 20 лет спустя его идеи приобретают особое значение, потому что многие уже на собственном опыте убедились в верности его прогнозов относительно развития российского бизнеса.

Продолжение, начало в №09(266), сентябрь 2022

Жертвы атеизма

Качество в России сейчас невозможно, потому что для качественных процессов производства товаров и услуг до сих пор нет никаких предпосылок. Многие годы анализируя отечественного производителя, я убедился, что от природы у большинства нет совести – жертвы атеизма все же. Хозяйственной этике протестантов или староверов в атеистическом общественном сознании места нет. У некоторого процента есть что-то вроде богобоязни, распространяющейся на профессиональную деятельность, но они традиционно для России малограмотны в области совершенствования свой деятельности. Весь XX век, начиная от Фредерика Тейлора, стремящийся к цивилизации, выживающий и развивающийся своим трудом мир напряженно совершенствовал методологию профессиональной деятельности, но у России был «свой путь», и поэтому она осталась девственной в этих «буржуазных» науках об эффективности и качестве.

Управление качеством – это процесс принципиально отличный от контроля качества. При системе контроля качества проверяемый хочет, чтоб у него все прошло «с первого предъявления», т.е. чтоб дефектов не нашли, а при системе управления качеством проверяемый готов платить за то, чтобы за его работой наблюдали и указали ему на любое несоответствие требованиям данного уровня качества. Он ведь на пути к совершенству, ему любой совет пригодится. Для этого лучше всего в организации создать службу или функцию развития бизнеса. Есть общий враг – вековое невежество в области развития организаций. Для того чтоб догнать, потребуются книги, специалисты, мобилизация всех ресурсов организации, а это невозможно в иерархической структуре, где платят зарплату беспринципному, неэффективному наемнику. Необходимо из коллектива создать компанию заинтересованных в развитии дела людей, а для этого капитал должен протянуть руку труду и пригласить его участвовать в развитии бизнеса. Чаще всего традиционно недовольный капиталом труд не готов сразу включиться в работу по контракту – легче обсуждать в курилке чужие деньги, чем включиться в систему внутрифирменного предпринимательства и от зарплаты перейти к заработку.

Россия не беременна разумной жизнью

Говорят, что коровы так любят беременеть, что у них чаще, чем у других животных, случаются ложные беременности. Как определяют, ложная она или нет, мы рассматривать не будем, но ясно одно: кончаются эти надежды тем, что ни теленка, ни молока не будет, тогда как живот рос и радостные хозяева явственно прощупывали копытца теленка.

Эта модель надежд нам необходима для того, чтобы понять, в обозримом будущем хоть какое-то приближение к разумной жизни все же ожидается? Что, куда и на какую глубину необходимо засунуть и, предположительно, – что мы там ощупаем? У меня есть гипотеза, что надо рассматривать процессы в российском труде, а не динамику цен на нефть, объем продаж которой в конечном счете и определяет российский ВВП.

Все страны живут так, как зарабатывают на жизнь. Как же работают россияне? По одним оценкам, Россия сейчас (2002 г. – Ред.) на 127 месте в мире по производительности труда, по другим – на 70; одни говорят, что мы в 5 раз менее производительны, чем американцы, другие говорят, что в 10 раз. Вот основные выводы недавних американских исследований: производительность труда в России в целом действительно очень низка. В среднем по десяти отраслям ее уровень достигает лишь 19% от уровня США. На первом месте по производительности стоит отрасль по производству программного обеспечения – 38% от уровня США, на последнем – цементная промышленность – всего 7%.

В тридцатые годы на обложке советской трудовой книжки были слова Ленина: «Производительность труда – это, в конечном счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя».

Другой «вождь», Лев Троцкий, писал в 1918 году:

«Если по производительности труда Россия не превзойдет передовые капиталистические страны в ближайшие годы, это будет означать, что Октябрьский переворот мы делали напрасно».

Перевороты, естественно, вещь вредная. Потом, когда переворот обратно совершаешь, в результате дезориентации можно не в ту сторону рвануть, как и случилось в нашем случае. Именно видя эту дезориентацию, концептуальную пустоту, а точнее антиконцептуальность наших «реформ», которые не учитывают погибельные особенности российского менталитета, я и стал разрабатывать социальную технологию развития организаций, ведь страна – это совокупность организаций. Пока что российские организации тотально неэффективны, беспринципны, некачественны, они иерархичны, и потому у них отсутствует орган корпоративной мыследеятельности. Все это очевидно иностранцам – потенциальным инвесторам. Но россияне будут спорить до хрипоты и обидятся как на врага, когда «пригвоздишь», как опытный следователь, неопровержимым аргументом. Примитивный промысел в России сгоряча называют бизнесом, не понимая, что бизнес – это товар, который всегда продается и в структуре цены которого доминирует бренд, а не материальные ценности. Лавочника, который продает абсолютно то же самое, что и соседи, называют предпринимателем.

Аббревиатура «ПБОЮЛ», намалеванная на контейнерах, – пугающая характеристика невменяемости российского менталитета. Неандертальцы не могут понять (нечем), что предприниматель – это высшая форма социально-экономической активности, это изобретатель схем, в которые включены собственные и чужие бизнесы, это человек, проводящий 98% времени в мыследеятельности и 2% времени в приверженном говорении. Российские же «предприниматели» за годы «рынка» не научились человекоориентированно ни ценник написать, ни киоск спроектировать, вся изобретательность ушла в развитие технологий воровства у сограждан – покупателей. Главное событие в России – это то, что ничего не происходит в анализе и оптимизации примитивного абсолютно во всех сферах труда, производства и управления. Помните шумные демонстрации солидарности трудящихся с основной идеей? Страна весело неслась поперек столбовой дороги.

Посмотрите на оргструктуры и системы управления муниципалитетов и губерний. Везде антиконцептуальность и примитивные иерархические «пирамиды», когда из труднодоступных чиновников никто ничего не решает, все вопросы к начальству. А начальству всегда некогда – его терзает свое начальство. Я спрашиваю: где картинка концепции вашей оргуправленческой структуры, где проект повышения человекоориентированности этой структуры? Система, оказывается, не для меня ведь создана!

Все заняты. Все несутся, а дела, на котором бы инвестор свой взор остановил, нет. Вот и получается – вечно занятые бездельники, потому что срочное окончательно победило важное. И картинку инвестиционно привлекательной концепции бизнеса составить некогда – так говорят, чтобы скрыть примитивизм промысла.

Теперь мне ясно, как сделать «скороварку» для ускоренного взросления невменяемого и горделивого, бессовестного и заносчивого, зачастую просто преступного своей простотой холопского российского менталитета. Говорят и много хорошего про российский менталитет, но как-то в обыденной жизни это не проявляется, так что, по-видимому, это химера из трогательных российских песен, рассчитанная на близоруких, которые толком жизни не видят.

Арсенал развития

….Тотальное непонимание, что нынешняя предельная неэффективность российского труда, производства и управления смертельно опасна, как опасна низкая скорость для самолета и даже велосипеда. Упадем ведь, как тот самолет, остановленный в воздухе. Закрутился в плоском штопоре и упал с ревущими во взлетном режиме двигателями. А все потому, что не поняли друг друга два пилота. Я уже писал, что простота преступна, а бедность порочна, но не слышат.

Тогда я вынужден был сменить позицию и стал позорить невменяемых и горделивых «менеджеров». Коллеги меня отговаривали: российский бизнес еще млад…

А младой бизнес тем временем ворует не только у государства, что в России – богоугодно, но и у кого только может – в первую очередь, у клиента. Владельцы бизнесов к тому же норовят сотрудников обделить, а сотрудники, не будь дураки, такие схемы против владельца придумывают, что ему самому учиться надо предпринимательству у своих родных воришек. Как говорят, рука руку моет – обе грязные.

В результате российский труд при нищенской зарплате чрезвычайно дорог по причине нижайшей производительности труда. О качестве я уже тоже неоднократно писал, качество в России возможно только «истерическое» – с «применением чьей-то матери», – а систематическое невозможно по причине массового отсутствия совести (детскость менталитета) и отсутствия выраженного института совести (жертвы атеизма!). Но главное, конечно, в чудовищном отставании в области понимания методологически обеспеченных подходов к качеству.

Все чаще от наблюдения наших невменяемых менеджеров особенно в муниципальном управлении и ЖКХ приходит мысль об абсолютной безнадежности родины моей, особенно когда находишь «объяснения» авторов еще «менее патриотичных», что проявляется в хладном перечислении мерзостей российского национального характера, как, например, взятые из книги «Психология народов и наций» (В. Сухарев, М. Сухарев. «Сталкер», 1997 г.):

«…Российской культуре свойственны следующие определенно выраженные черты: чрезмерная мифологизированность сознания, неспособность к согласию и склонность к поискам врага, агрессивность по отношению к интеллектуальности и образованности, вольнолюбие при слабом правосознании и дисциплинированности, неуважение к власти и законам при завышенном чинопочитании, склонность к заимствованиям, вороватость, необязательность, неспособность к предвидению и страх перед личной ответственностью, неаккуратность и расточительность, склонность к самоотверженным разрушительным стадным действиям и вандализму, завистливость и лживость, неспособность к самокритике и адекватной самооценке, болезненное самолюбие, приоритет «умения жить» перед трудолюбием и профессионализмом, слабо развитые потребности, склонность к театральности, созерцательности и хвастливости, алкогольная зависимость…».

Если все так, то надо срочно лечить народный характер, а если не так, то как? По моему глубокому убеждению, такой характер надо лечить, и лечить цивилизованным высокоэффективным человекоориентированно спроектированным трудом, производством и управлением. Мой рецепт один, прежний: начать нужно с того, чтобы каждый признался и покаялся в том, что своим предельно неэффективным трудом приближал последние дни этой глухой к прогрессу страны. В своих 20 предыдущих статьях я рассказал практически все про свою социальную технологию создания высокоэффективной, целеустремленной, управляемой через управление проектами организации. В этой технологии – весь арсенал методов развития организаций. Организации, не имеющие проекта своего развития, обречены. Страна, состоящая из организаций, основанных на предельно неэффективном, рабском труде, также обречена.

Скоро Россия, так и не забеременевшая разумной жизнью и не освоившая скорости развития, войдет в «плоский штопор», из которого выхода нет, а строгости грядущего полицейского государства только растянут агонию.

Кстати, меня спрашивают по предыдущей публикации «Избран пессимистичный вариант»: а что хуже могилы? Отвечу словами одного участника сессии проектирования: «Пессимистичный вариант – это не ухоженная, пусть преждевременная могила, а грязная канава и забвение». Вот что выбирает в вашем лице Россия, так трудясь, так производя и, самое главное, так управляя. Прививка цивилизованной модернизации нужна женскому, подростковому менталитету России, в котором сильны «пронесет» «и так сойдет».

Продолжение следует

от Петренко Игорь Николаевич

С 1990 года специализируется в области допечатной подготовки (журналы, книги, фотоальбомы, календари). 1993-1998 - стажировка в A.T. Publishing & Printing Incorporation, USA. С 1998 г. по настоящее время является учредителем и главным редактором журнала «Клуб Директоров» (до 1 марта 2011 года - «Восточный Базар»). Отдельное направление - оцифровка архивов и книг Русского Зарубежья с последующим размещением их в электронном формате на специально созданном для этого ресурсе Uniting Generations. Основная цель проекта - дать вторую жизнь книгам (изданным Русской диаспорой за последние 100 лет), которые после оцифровки становятся доступными всем пользователям интернета на 150 языках.

Добавить комментарий

Войти через соцсети