Если вам приходилось работать с банками – российскими или зарубежными – наверняка вы обратили внимание на то, что многие офисы украшены работами как современных, так и старых мастеров. Причем довольно часто картины, которые вы видите – это лишь верхушка айсберга, маленькая часть художественной коллекции, сформированной тем или иным банком. Зачем банкиры (и не только банкиры) собирают произведения искусства? Они деловые люди и вряд ли бы стали заниматься коллекционированием только ради собственного удовольствия. Если взглянуть на мировой банковский опыт, то, как правило, лицо банка помогает сформировать некая смычка с интеллектуально-творческой деятельностью, представляющей не меньшую ценность, что и деньги, однако более «долгоиграющую».
Таким образом, формируя коллекции произведений искусства, банк решает несколько задач: во-первых, приобретает свой, сугубо индивидуальный имидж, позволяющий ему выгодно выделиться на фоне коллег. На основе произведений строится весь визуальный ряд рекламы банка, начиная с оберточной бумаги, пакетов, календарей, кончая рекламой в прессе, на телевидении и т. д. Такой ход высоко оценивается профессионалами финансово-банковской сферы во всем мире и создает солидную, серьезную репутацию. Во-вторых, приобретая картины, фарфор или ювелирные коллекции, банк вкладывает финансы в культурные ценности, денежный эквивалент которых растет из года в год. Каким образом?
Дело в том, что любое произведение искусства имеет свою стоимость, чаще всего не фиксированную, и какова она зависит от многих факторов. Как формируется стоимость работы, каковы законы арт-рынка, как отличить подделку от оригинала, и каким образом увидеть в современном художнике мастера, способного оставить след в мировом искусстве? Об этом и многом другом мы и попробуем поговорить.
Итак – произведения старых мастеров. От чего зависит их стоимость? В первую очередь, безусловно, от имени. Живопись Рафаэля, Рембрандта или Веласкеса, даже этюдного плана, стоит гораздо дороже многометрового полотна неизвестного художника. Причастность к сферам общемирового культурного сообщества уже дает тот своеобразный резерв цены, ниже которой работа не будет стоить никогда. Дело в том, что с течением времени подлинники старых мастеров ветшают, как бы бережно к ним не относились, а самая талантливая копия никогда не станет оригиналом. Иными словами, в мире есть определенное количество произведений искусства эпохи Средневековья, Возрождения или импрессионистов, и – увы, с годами их не становится больше, скорее, наоборот. А то, чего мало, стоит дорого.
Существуют градации цен и среди работ мастеров. Например, знаменитый Леонардо-да-Винчи оставил миру всего чуть более десятка своих произведений, и среди них есть такие, которые уже почти полностью уничтожены временем – например, фреска «Тайная вечеря» в трапезной итальянского монастыря. Поэтому попытка сейчас оценить «Даму с горностаем» или «Джоконду» вряд ли увенчается успехом – эти работы переходят в разряд «бесценных».
Ван-Гогу, голландскому художнику, повезло меньше. Когда произведения импрессионистов и постимпрессионистов стали пользоваться бешеной популярностью, мир был наводнен большим количеством качественных подделок. После тщательной экспертизы выяснилось, что многие музеи и коллекционеры обладают «фальшаками», а не подлинниками Ван-Гога, что, безусловно, стало причиной резкого понижения цены на работы с его подписью (не путать с авторскими работами).
Сохранность работы тоже немаловажный фактор – сильно поврежденная и даже тщательно отреставрированная работа падает в цене. Однако, с этим надо смириться, так как медленное ветшание – это участь всех произведений искусств. И не надо забывать, что стоимость поврежденной «Данаи» Рембрандта все равно выше стоимости многих нетронутых временем или вандалами современных произведений искусства. Не надо забывать и о том, что с течением времени некоторые работы наших современников тоже становятся раритетами.
И, возможно, бесценными.