Из русской армии в президенты Финляндии
Уроженец Финляндии Маннергейм в 20-летнем возрасте вступил осенью 1887 года в ряды русской армии и служил царю на протяжении 30 лет. Свой первый боевой опыт Карл Густав получил во время Русско-японской войны – его драгуны совершали дерзкие рейды в тыл противника. Потом отправился в научную (на самом деле разведывательную) экспедицию в Китай.
I Мировую войну Маннергейм закончил в чине генерал-майора. За выход из окружения был награжден Георгиевским оружием. Генерал вернулся в Петроград, где и встретил Февральскую революцию.
Октябрьский переворот застал Маннергейма в Одессе. Есть сведения, что генерал еще там пытался организовать сопротивление большевикам. Но, натолкнувшись на пассивность остальных командиров, отбыл в Финляндию, которая росчерком пера Ленина превратилась из Великого княжества в составе империи в независимое государство.
Генерал спешно приступил к формированию национальной армии. В это же время красные финны устроили в Хельсинки государственный переворот. Хотя гражданская война оказалась более чем непродолжительной: начавшись 28 января, закончилась уже 15 мая безоговорочной победой Маннергейма.
«Зимняя война» 1939 года, закончившаяся для Финляндии потерей территорий, подтолкнула Маннергейма к альянсу с нацистской Германией. Данный факт – главный аргумент противников увековечивания его памяти в России. Да, войска Маннергейма сыграли свою роль в блокаде Ленинграда. При этом фельдмаршал не позволил Гитлеру разместить дальнобойную артиллерию на Карельском перешейке и всячески препятствовал проходу вермахта через финскую территорию, а сам не начинал наступления на советские позиции у Ленинграда и Мурманска. Благодаря этому Карельский фронт был самым стабильным и отличался сравнительно небольшими потерями.
В 1944 г. Маннергейм наконец стал президентом, и в том же году Финляндия вышла из войны. После чего вступила в конфликт с Германией, называемый Лапландской войной. Маннергейм правил до 1946 г., вышел в отставку и спокойно умер в 1951 г. в Швейцарии.
Приказ Маннергейма, произнесенный 23 февраля 1918 года на станции Антреа (Каменногорск), известен как первая Клятва меча
«…Правительство Ленина, которое одной рукой обещало Финляндии независимость, другой рукой отправило своих солдат и хулиганов завоевать, так как он сам и заявил, Финляндию обратно и подавить с помощью своих красногвардейцев молодую свободу Финляндии в крови.
Также предательски и подло он пытается и сейчас, когда чувствует, что наши силы растут, купить наш народ и торгуется ради этого с повстанцами Финляндии, обещая им Восточную Карелию, которую его красная армия разоряет и грабит. Мы знаем цену его обещаниям и достаточно крепки чтобы удержать свою свободу и поддержать и защитить наших братьев в Восточной Карелии.
Нам не нужна в качестве подарка-милости та земля, которая уже по кровным узам принадлежит нам, и я клянусь от имени той финской крестьянской армии, чьим главнокомандующим я имею честь быть, что не вложу свой меч в ножны, прежде чем законный порядок воцарится в стране, прежде чем все укрепления не окажутся в наших руках, прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии так и из Восточной Карелии. Веря в правость нашего благородного дела, полагаясь на храбрость наших людей и самопожертвование наших женщин мы создадим сильную, великую Финляндию.»
Когда сейчас русские туристы спрашивают финнов «Как вам удалось, будучи провинцией Российской империи, стать одной из самых преуспевающих стран в Европе», то получают короткий ответ: «Просто у вас в гражданскую победили красные, а у нас – белые»…
26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершен с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советской стороной была полностью возложена на Финляндию. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. В составе СССР оказалось 11% территории Финляндии (со вторым по величине городом Выборгом). 430 тысяч финских жителей были принудительно переселены Финляндией из прифронтовых районов вглубь страны и лишились своего имущества. По мнению ряда историков, эта наступательная операция СССР против Финляндии относится ко Второй мировой войне. Начало военных действий привело к тому, что в декабре 1939 г. СССР как агрессор был исключен из Лиги Наций.
Мы приходим помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас, Суоми-красавица,
В ожерелье прозрачных озер!
Вот такие песни пели бойцы Красной армии накануне войны с Финляндией, о которой советские газет в 1939 г. писали следующее: «Советский Союз совершает освободительный поход в Финляндию, чтобы помочь финским рабочим и крестьянам свергнуть гнет капиталистов».
Историческая справка.
6 декабря 1917 года финский сенат объявил Финляндию независимым государством. 18 (31) декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР обратился во ВЦИК с предложением признать независимость Финляндской Республики. 22 декабря 1917 года (4 января 1918) ВЦИК постановил признать независимость Финляндии. В январе 1918 года в Финляндии началась гражданская война, в которой «красным» (финским социалистам) при поддержке РСФСР противостояли «белые», поддерживаемые Германией и Швецией. Война закончилась победой «белых». Отношения между Финляндией и СССР после советско-финских войн 1918-1922 годов, по результатам которых к Финляндии в Заполярье отошла Печенгская область (Петсамо), а также западная часть полуострова Рыбачьего и большая часть полуострова Среднего, не были дружественными, однако и открыто враждебными тоже.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов идея всеобщего разоружения и безопасности, нашедшая свое воплощение в создании Лиги Наций, преобладала в правительственных кругах Западной Европы, особенно в Скандинавии. Дания разоружилась полностью, а Швеция и Норвегия существенно сократили свои вооружения. В Финляндии правительство и большинство депутатов парламента последовательно срезали расходы на оборону и вооружения. Танков и военной авиации не было.
Тем не менее был создан Совет обороны, который 10 июля 1931 года возглавил Карл Густав Эмиль Маннергейм (на фото). Он был твердо убежден в том, что, пока у власти в СССР находится правительство большевиков, ситуация в нем чревата самыми серьезными последствиями для всего мира, в первую очередь для Финляндии: «Чума, идущая с востока, может оказаться заразной».
В 1932 году Тартуский мирный договор был дополнен пактом о ненападении и продлён до 1945 года. В бюджете Финляндии 1934 года, принятом после подписания в августе 1932 года договора о ненападении с СССР, статья о постройке оборонительных сооружений на Карельском перешейке была вычеркнута.
В марте 1939 года СССР официально заявил, что желает арендовать на 30 лет острова Гогланд, Лавансаари (ныне Мощный), Тютярсаари и Сескар. Уже позже, в качестве компенсации, предложили Финляндии территории в Восточной Карелии. Маннергейм был готов отдать острова, поскольку их все равно практически невозможно было ни оборонять, ни использовать для охраны Карельского перешейка. Однако переговоры были безрезультатными и прекратились 6 апреля 1939 года.
23 августа 1939 года СССР и Германия заключили Договор о ненападении. По секретному дополнительному протоколу к Договору Финляндия была отнесена к сфере интересов СССР. Таким образом договаривающиеся стороны – нацистская Германия и Советский Союз – предоставили друг другу гарантии невмешательства на случай войны. Германия начала Вторую мировую войну нападением на Польшу спустя неделю, 1 сентября 1939 года. Войска СССР вторглись на территорию Польши 17 сентября 1939 г.
С 28 сентября по 10 октября 1939 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, согласно которым эти страны предоставили СССР свою территорию для размещения советских военных баз.
5 октября СССР предложил Финляндии рассмотреть возможность заключения с СССР аналогичного пакта о взаимопомощи. Правительство Финляндии заявило, что заключение такого пакта противоречило бы занятой им позиции абсолютного нейтралитета. К тому же договор о ненападении между СССР с Германией уже устранил основную причину требований Советского Союза к Финляндии – опасность нападения Германии через территорию Финляндии.
А вот как описывает инцидент под Майнила, приведшим к войне, верховный главнокомандующий армии Финляндии Карл Маннергейм в своих мемуарах:
«…И вот провокация, которую я ожидал с середины октября, свершилась. Когда я лично побывал 26 октября на Карельском перешейке, генерал Неннонен заверил меня, что артиллерия полностью отведена за линию укреплений, откуда ни одна батарея не в силах произвести выстрел за пределы границы…<…> Во время войны 1941-1944 годов пленные русские детально описали, как была организована неуклюжая провокация…».
Н.С. Хрущев рассказывает, что поздней осенью (по смыслу именно 26 ноября) он обедал в квартире Сталина вместе с Молотовым и Куусиненом. Между последними шел разговор об осуществлении уже принятого решения – предъявлении Финляндии ультиматума; тогда же Сталин заявил, что Куусинен возглавит новую Карело-Финскую ССР с присоединением «освобожденных» финских районов. Сталин считал, «что после того, как Финляндии будут предъявлены ультимативные требования территориального характера и в случае, если она их отвергнет, придется начать военные действия», заметив: «сегодня начнется это дело». Сам Хрущев считал (в согласии с настроением Сталина, как он утверждает), что «достаточно громко сказать им (финнам), если же не услышат, то разок выстрелить из пушки, и финны поднимут руки вверх, согласятся с требованиями». В Ленинград был заранее послан замнаркома обороны маршал Г.И. Кулик (артиллерист) для организации провокации. Хрущев, Молотов и Куусинен долго сидели у Сталина, ожидая ответа финнов; все были уверены, что Финляндия испугается и согласится на советские условия.
Начало боев
Для советских войск эти бои стали наиболее тяжелыми и кровопролитными. Советское командование имело лишь «отрывочные агентурные данные о бетонных полосах укреплений на Карельском перешейке». В результате этого выделенные силы для прорыва «линии Маннергейма» оказались совершенно недостаточными. Войска оказались полностью не готовыми для преодоления линии ДОТов и ДЗОТов.
Значительные проблемы советским войскам доставило применение Финляндией минно-взрывных устройств, в том числе самодельных, которые устанавливались не только на линии фронта, но и в тылу РККА, на путях движения войск. Неприятным сюрпризом оказалось и массовое применение финнами против советских танков бутылок с зажигательной смесью, прозванных впоследствии «коктейлем Молотова». Ход боевых действий выявил серьезные пробелы в организации управления и снабжения войск Красной Армии, плохую подготовленность командного состава, отсутствие у войск специфических навыков, необходимых для ведения войны зимой в условиях Финляндии. К концу декабря стало ясно, что бесплодные попытки продолжить наступление ни к чему не приведут.
Пользуясь преимуществом в мобильности, отряды финских лыжников блокировали дороги, забитые растянувшимися советскими колоннами, отрезали наступавшие группировки и затем неожиданными атаками со всех сторон изматывали их, стараясь уничтожить. При этом окруженные группировки, неспособные, в отличие от финнов, сражаться вне дорог, обыкновенно сбивались в кучу и занимали пассивную круговую оборону, не делая попыток активно противостоять атакам финских партизанских отрядов. Их полное уничтожение финнам затруднял лишь недостаток миномётов и вообще тяжелого оружия.
11 февраля после десятидневной артподготовки началось генеральное наступление Красной Армии. Основные силы были сосредоточены на Карельском перешейке. К 21 февраля 7-я армия вышла ко второй полосе обороны, а 13-я армия – к главной полосе обороны севернее Муолаа. Финны оказывали ожесточённое сопротивление, но вынуждены были отступать.
К марту 1940 года финское правительство осознало, что, несмотря на требования продолжения сопротивления, никакой военной помощи, кроме добровольцев и оружия, Финляндия от союзников не получит. После прорыва «линии Маннергейма» Финляндия заведомо была не в состоянии сдержать наступление Красной Армии. Встала реальная угроза полного захвата страны, за которым последовало бы либо присоединение к СССР, либо смена правительства на просоветское.
9 марта Маннергейм рекомендовал правительству Финляндии искать любых путей к миру – резервы были исчерпаны, истощенная армия была неспособна долго держать фронт против значительно более сильного противника.
13 марта в Москве было подписано мирное соглашение на выдвинутых СССР условиях. Финляндия передавала Советскому Союзу 11% своей территории.
Цена победы в «зимней войне» оказалась исключительно высока. Помимо того, что Советский Союз как “государство-агрессор” был исключен из Лиги Наций, в ходе 105 дней войны РККА потеряла не менее 127 тыс. человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. Около 250 тыс. военнослужащих было ранено, обморожено, контужено. Безвозвратные потери финнов составили ок. 27000 человек.
«Зимняя война» продемонстрировала крупные просчеты в организации и подготовке войск Красной Армии. Гитлер, внимательно следивший за ходом событий в Финляндии, сформулировал вывод, что РККА – это «колосс на глиняных ногах», с которым вермахт легко справится. Определенные выводы из военной кампании 1939-1940 гг. сделали и в Кремле. Так, К.Е. Ворошилова на посту наркома обороны заменил С.М. Тимошенко. Началась реализация комплекса мер, направленных на укрепление обороноспособности СССР.
Однако в ходе «зимней войны» и после ее окончания не было достигнуто существенного укрепления безопасности на северо-западе. Хотя граница и была отодвинута от Ленинграда и Мурманской железной дороги, это не помешало тому, что в ходе Великой Отечественной войны Ленинград попал в кольцо блокады. Кроме того, Финляндия не стала дружественной, и как показали дальнейшие события, Сталин своими агрессивными действиями не оставил ей ни единого шанса остаться хотя бы нейтральной к СССР страной.