Владивостокские предприниматели Владислав Иосифович и Эдуард Иосифович Синкевичи


Несколько лет назад после одного краеведческого собрания ко мне подошла дама, сказала, что она потомок Синкевичей и хотела бы знать о них как можно больше. Мы вместе стали вести поиск. О Синкевичах оказалось очень мало информации. По крупицам собирала материал в архивах. Это поиск увлек как детективный роман и в нем больше загадок, чем настоящих истин. Уточняются даты, всплывают новые имена. Синкевичи появились в г. Владивостоке в 1897 г. А через некоторое время начали коммерческую деятельность, организовав фирму Торговый дом “Бр. Синкевич”. Я держу в руках документ очень плохого качества – это копия краткой биографии, написанная Владиславом Иосифовичем Синкевичем, одним из братьев. Документ появился в 2001 г., а привезла его из Калифорнии та самая дама Валентина Иосифовна Белозорова. Это первоисточник и он лучше расскажет.

Из автобиографии Владислава Синкевича:

“Родился я 18-го февраля 1874 г. в Томской губ, в семье дворянина Виленской губ. Отец мой происходил из родовых потомственных дворян. За участие в повстанческом движении 1864 г. он был сослан в Сибирь, где занимался коммерческой деятельностью. Впоследствии он был восстановлен в правах дворянства. Образование я получил домашнее и с ранних лет принял участие в коммерческой работе отца.

В 1897 г. все наше семейство переехало в г. Владивосток, где через некоторое время мы начали коммерческую работу под фирмой Торговый дом “Бр. Синкевич”, участником каковой я состоял с самого ее образования в звании купца 1-ой гильдии. Фирма владела лесными концессиями, 2-мя лесопильными заводами, лесным складом, писчебумажным и книжным магазином, публичной библиотекой, вела в больших размерах скотоводческое хозяйство, владела судами каботажного плавания и большим недвижимым имуществом в г. Владивостоке. Затем я состоял директором-распорядителем Акц. Общ-ва Липовецких угольных копей, в котором мы с братом имели 80% акций.

Много лет состоял старшиной и заместителем председателя Владивостокского Биржевого Комитета, членом Комитета Приморской Торговый Палаты, Председателем Съезда Горнопромышленников, членом Учетного Комитета Владивостокского Отделения Государственного Банка и членом Попечительского Совета Владивостокского Коммерческого Училища.

В Харбин прибыл в 1924 году, где также занялся коммерческими делами. В настоящее время имею два лесных склада. С 1934 г. состоял членом Харбинского Биржевого Общества. С 26-го февраля 1936 года был избран заместителем Председателя Биржевого Комитета. С 26-го февраля по 29-е мая 1936 г., а затем с 18-го июня по 4-е августа исполнял обязанности Председателя Биржевого Комитета. В настоящее время состою Старшиной Харбинского Коммерческого Собрания, членом Правления “Дома Объединения” (Биржевое Общество) и с 1937 г. членом Правления Общ-ва Литовских граждан. Женат. Имею трех сыновей и двух дочерей. Все дети литовские граждане. 28 сентября 1939 г.”

Владислав Синкевич был женат на Надежде Евгеньевне Каа, француженка, по происхождению. Их дети Витольд, Люциан, Ромуэль, Мария, Ядвига и Нелли. Владислав Иосифович умер в Харбине в 1949 г. Дети перенесли могилу отца в Сан-Франциско в 1951 г. А биографию эту сохранила вторая жена старшего сына Витольда Лидия Синкевич и подарила ее 20 января 2001 г. Младшая дочь, Нелли Владиславовна 1913 г. р., вышла замуж за своего родственника двоюродного брата Витольда Мицевича, который был старше ее на 13 лет. Ныне живет в Сан-Хосе (недалеко от Сан-Франциско). Успешную переписку с Сан-Франциско ведет внучка Надежды Каа, Наталья Георгиевна Трофимова, член клуба “Родовед”.

Эдуард Синкевич. На Эдуарда Иосифовича Синкевича, к сожалению, нет пока такой обширной биографии. Младший из братьев, он также вел коммерческую деятельность и нес множество общественных нагрузок. Председатель правления Владивостокского купеческого общества взаимного кредита, гласный городской Думы, возглавлял страховое общество “Саламандра”, член комитета призрения бедных, товарищ председателя общества друзей воздушного флота с самого его основания. Архивный документ от 4/VI-1923 г. “Об организации Совета приморского Губернского общества друзей воздушного флота – в состав Совета утвердить Синкевич Э.И. от торгово-промышленников”.

В мае 1921 г. депутат Синкевич с документами в руках разоблачает крупный правительственный грабеж в портовых складах (при правительстве Меркулова во Владивостоке). В 1910 г. Эдуард Иосифович и его жена Мария Казимировна похоронили свою 5-летнюю дочь Леокадию на Покровском кладбище во Владивостоке. В 1924 г. Эдуард Иосифович за нарушения в рыбной концессии был арестован, Мария Казимировна с сыном Альбертом тайно уехала в Крым и следы их теряются.

Судьба старшего сына Станислава неизвестна. (Нина Ивановна Богдашевская 1910 г. рождения, которая сегодня живет во Владивостоке, вспоминает, что еще в 1929 г. они учились в гимназии в одном классе. А потом Стасик Синкевич исчез). Сестра братьев Мария Иосифовна Синкевич, в замужестве Мицевич, в 1924 г. была выселена из собственного деревянного дома на Пушкинской, 33. И вместе с внуками, чьи родители были арестованы, доживала свой век на чердаке на Фокина, 6. Умерла вначале 60-х гг. Братья Синкевичи, купцы 1-ой гильдии были элитой города. Они были монополистами в книжной торговле, канцелярскими товарами и писчебумажными принадлежностями, первыми автомобильными торговцами. До 1918 г. во Владивостоке были бесплатные детские сады, бесплатная экстренная акушерская помощь, и финансировали это Синкевичи. С 1918 по 1922 гг. лесопильные заводы Синкевичей стояли. За это время была произведена реконструкция, которая обошлась в 40000 золотых рублей, а в 1923 вновь пошла продукция на рынки Лондона, Шанхая и др.

Прежде всего Синкевичи были промышленниками. Они налаживали производство, торговлю и, очевидно, просто не хватало времени разбираться во всей этой политической чехарде, которая была во Владивостоке в 1918-1922 гг.: смена правительств, генералов, атаманов и пр. Вероятно, братья решили, что если однажды уже были высланы в Сибирь, то история не повторится. Но сложилось по-иному – волна репрессий дошла и до них…


Вместо послесловия.

Год 1996, Риверсайд, Калифорния. Лейтенант Константин Федорович Синкевич – редактор бюллетеня Объединение кадет Российских кадетских корпусов (из списка членов общества на 1994 год). Впервые за 70 с лишним лет эпохи Советов, атеизма, русские эмигранты, проживающие в Калифорнии, пришли к русскому консулу с предложением создать во Владивостоке музей русской эмиграции. В городе, который являлся последней точкой исхода русской эмиграции. ОНИ готовы передать свои коллекции безвозмездно. Готовы ли МЫ принять этот бесценный дар?

Бесспорно лишь одно: особняк братьев Синкевичей (что на Пушкинской, 33), который в1915 году считался Владивостокским восьмым чудом Света, сегодня по праву стоит одним из первых в ряду зданий, готовых разместить архивы наших соотечественников, РАССЕЯНЫХ, НО НЕ РАСТОРГНУТЫХ.

Людмила Ваганова-Вилькинс

Добавить комментарий

Войти через соцсети