Одна из работ В.С. Подгурского. Виктор Степанович Подгурский – автор фресок и экстерьеров в красивейшей части Шанхая, художник, картины которого в 30- 40-е гг.наперебой покупали музеи Италии, Франции, Англии, автор первого во всей Азии памятника А.С. Пушкину. в Шанхае.

Более двух лет во Владивостоке в залах музея им. В.К. Арсеньева на улице Светланской, 20, работает выставка “По странам рассеяния…”, посвященная истории Русского Зарубежья. Она пользуется неизменным успехом у горожан и приезжих, отдаляя тем самым срок завершения своей работы. Здесь представлены подлинные свидетельства судьбы российской эмиграции, рассеяной великим несчастием России по всему свету, будь то Европа, Азия, Америка, Африка или Огненная Земля.

Забывший прошлое рискует пережить его вновь. Более десяти лет музей собирает по крупицам материалы по истории Белого движения – Великого исхода непримирившихся, их жизни в изгнании.

Остановимся возле одной из витрин: выездной паспорт, датированный 30 июля 1918 г., выданный Китайским консульством во Владивостоке Подгурскому Виктору Степановичу на въезд в пределы Китая, рядом фотография нашего земляка. Из краткой этикетки под ней узнаем, что Подгурский В.С. – автор фресок и экстерьеров в красивейшей части Шанхая, художник, картины которого в 30-40-е годы охотно покупали музеи Италии, Франции, Англии, автор первого во всей Азии памятника А.С. Пушкину.

Первые материалы о В.С. Подгурском появились в музее, когда о белой эмиграции в стране говорили лишь с оглядкой и шепотом. Шел 1972 год. Учреждения культуры Владивостока смущал своими визитами Николай Платонович Манжолин. Он предлагал “немыслимое” – вспомнить и найти достойное место в городе творческому наследию известного русского художника, скульптора, дизайнера Виктора Подгурского, вернувшегося из эмиграции на родину.

Сам Николай Платонович Манжолин – Почетный гражданин Владивостока, ветеран гражданской войны, в данном случае шел явно “против течения”, и гордость, которую он испытывал за успехи выходца из Владивостока, друга детства и юности, не казалась ему неуместной. Манжолин упорно продолжал начатое дело, но понимания не находил.

Между тем, визит Манжолина в музей им. В.К. Арсеньева и первые, переданные им материалы о Подгурском, положили начало 25-летнему музейному поиску.

Подгурский Виктор Степанович родился в 1893 году, в селе Кетском Нарымского края. Дед – польский дворянин, участник Польского национально-освободительного восстания 1863 года, был приговорен к казни, которую заменили каторгой и пожизненной ссылкой в Сибирь. Отец был подрядчиком, мать – педагог. Растили четырех сыновей, Виктор был старшим из братьев. У него рано опредилилось дарование, он участвовал в художественных выставках Владивостока, занимался в изостудии Мешкова.

В 1914 году Виктор поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1918 г. закончил его. Учителями Подгорского были Архипов и Васнецов. В Москве он был дружен с К. Сухановым, Н. Матвеевым. В 1918 г. вернулся во Владивосток, устроился работать в Совет депутатов зав. оделом регистрации оружия, рисовал лозунги. Во время белочешского переворота в начале лета 1918 г., они с братом Евгением едва избежали ареста, скрывавшись на чердаках. Вскоре им удалось получить визы и переправиться на маленьком китайском суденышке в Шанхай.

Шанхай был вторым после Харбина городом русской дальневосточной колонии. Большая группа русских эмигрантов прибыла в Шанхай из Владивостока в 1922 году – военные, кадеты, штатские с семьями. Русские имели в Шанхае массу своих коммерческих предприятий, крупных и мелких магазинов и мастерских, прекрасных учебных заведений, многочисленных общественых организаций. Русские служили и занимали крупные посты во французских, английских и других иностранных административных учреждениях.

В начале 20-х годов в Шанхае появляется русское изобразительное искусство. Почти одновременно с В. Подгурским в Шанхае появились русские художники: Фирсов, Шибаев, Г.А. Сапожников (Сапажу), неподражаемый художник-карикатурист (несколько оригинальных работ Сапажу есть в коллекции музея), Я. Лихонос, А. Ярон, М. Кичигин, Л. Пашков и др.

Подгурский непродолжительное время работает политическим карикатуристом в газете “Шанхайская жизнь”. Вскоре началась и его педагогическая деятельность, которая продолжалась до отъезда на родину. Педагог, профессор Китайского Народного Университета, Шанхайского колледжа изящных искусств, Шанхайского художественного клуба.

Об участии Виктора Подгурского в творческой художественной жизни Шанхая мы узнаем из уникального издания, ставшего гордостью музейной коллекции, – альбома В.Д. Жиганова “Русские в Шанхае”. Это бесценный дар музею передали при содействии сестры автора Т.Д. Жигановой (Сан-Франциско) из Калифорнии – Левицкие Ирина Ивановна и Олег Евгеньевич (Санта Роза) и Сторчилло Антонида Ивановна и Михаил Григорьевич.

В 1926 г. В. Подгурский выставил свои полотна во Французской Муниципальной школе, многие из них были куплены. Выставки изобразительного искусства стали в Шанхае частым явлением. Подгурский был их неизменным участником, два раза в год выставлял свои работы на выставках в Арт Клубе. Он много путешествовал по Китаю, изучал и писал китайскую архитектуру, быт китайских крестьян. В 1925 г. музей Генуи в свою коллекцию приобрел у Подгурского 4 работы “Типы китайских крестьян”.

В 1937 г. в жизни художника происходит еще одно знаменательное событие. В Шанхае, в центре французской концессии, по случаю 100-летия со дня смерти А.С. Пушкина был установлен памятник великому русскому поэту. Автором проекта и скульптором был наш земляк – В.С. Подгурский. Памятник А.С. Пушкину – его боль и гордость. Однако с началом войны Японии с СССР, во время оккупации Китая, японцы уничтожили все медные памятники Шанхая: увезли и перелили на пушки.

В 1947 г. Подгурские с 26-летним сыном Валерием вернулись в СССР. Художник был приглашен на работу в Казанское художественное училище, где преподавал до 1956 г. рисование, живопись, композицию, анатомию, был ведущим педагогом декоративного отделения и скульптуры.

Вскоре после возвращения в СССР сына В. Подгурского – Валерия арестовали. Не перенеся горя, умерла жена. Это были не первые горькие потери художника. Брат Евгений, юрист, музыкант, друг известного дальневосточного поэта К. Рослого, застрелился в Ворошилове (Уссурийск), младший брат Константин, командир Красной гвардии, замучен белочехами, сестра Соня погибла в Подмосковье, выполняя комсомольское поручение по коллективизации.

Сам Виктор Степанович умер в Ташкенте в 1969 году, так и не дождавшись признания во Владивостоке.

О художнике из Владивостока, своим творчеством украсившим живописные кварталы Шанхая и национальные галереи Европы, музей собрал целую коллекцию: письма, документы, фотографии, есть рисунок из его знаменитой этнографической серии “Смеющийся старый китаец”. Многое дополнил материал альбома “Русские в Шанхае”. В ходе поисков самое удивительное произошло в Сан-Франциско. Мы были в Доме ветеранов Великой войны и беседовали с Анной Семеновной Козловой, женой И.А. Козлова, председателя Объединения кадет Российских кадетских корпусов и Общества ветеранов Великой войны в Сан-Франциско, немало содействовавшего осуществлению экспедиции. А.С. Козлова – представительница дальневосточной ветви Русского зарубежья, передала в дар музею чрезвычайно интересные материалы о жизни в Харбине, Шанхае, в том числе и фотографию, где она с Валерием Подгурским – учащиеся Шанхайского реального училища – стоят у памятника Пушкину, который создал его отец.

Замкнулся круг поиска, который продолжался 25 лет. Не проходит сожаление о том, что многое из сделанного В.С. Подгурским в перид его творческого расцвета – не в России и уже вне пределов досягаемости.

от Керчелаева Нина Беслановна

Работает в музее им. В.К. Арсеньева с 1967 года, в отделе фондов - с 1978, на должность главного хранителя назначена в 1983 году. Профессия хранителя в музее им. В.К. Арсеньева неразрывно связана с сохранением культурного наследия Приморского края. Без хранителей немыслимо существование ни одного музея. Об этой специальности мало знают, так как люди приходят в музей и видят конечный результат работы музейных сотрудников в виде выставок и экспозиций.

Добавить комментарий

Войти через соцсети