История одной фотографии
На ней представлен групповой портрет офицеров и женщин. Офицеры – в мундирах, в сапогах со шпорами и при шашках. У многих ордена, знаки об окончании военных академий. Женщины одеты по моде начала XX века. В правом нижнем углу фотографии вытеснены золотом медали многочисленных выставок и надпись «Придворный фотограф Ф.И. Подзоров», Владивосток. Под ногами сидящих в первом ряду небрежно расстелена полосатая шкура амурского тигра.
Благородные, открытые, умные лица людей, исполненных собственного достоинства и в то же время лишенных всякого высокомерия, невольно располагают к себе. Поэтому неудивительно, что около этой фотографии, выставленной в Доме музеев ДВГТУ, надолго задерживаются посетители.
Некоторое время фотография экспонировалась без подписи. Затем решили сделать простую подпись, что это офицеры Владивостокской крепости. Совсем недавно я обратился к краеведу Олегу Стратиевскому с просьбой о помощи в идентификации лиц, позировавших «придворному фотографу Ф.И. Подзорову». Олег Борисович переадресовал меня к другому историку – Владимиру Калинину. И вот мы сидим с ним в кабинете директора Дома музеев и рассматриваем эту самую фотографию.
Выясняется, что представительный генерал с окладистой бородой и уверенным властным взглядом, стоящий в центре снимка, не кто иной, как военный инженер генерал-майор Алексей Петрович Шошин, начальник инженеров и строитель Владивостокской крепости. С именем Алексея Шошина мы знакомы давно, ведь в доме по ул. Пушкинской, где жила его семья, размещается ныне Институт нефти и газа и Институт океанотехники ДВГТУ, а здание, расположенное по этой же стороне улицы сразу же за школой №9 (ранее занимаемой женской гимназией), принадлежит нашему механическому факультету. До революции в этом здании располагалось Инженерное управление Владивостокской крепости.
На фотографии привлекает к себе внимание еще один весьма представительный офицер, стоящий в центре последнего ряда – военный инженер Владимир Алексеевич Свиньин. В советское время он был заместителем начальника Управления особого инженерного строительства Особой Дальневосточной Красной армии и проживал в Хабаровске. Дальнейшая судьба бывшего генерал-майора В.А. Свиньина трагична: арестованный в 1938 г. как «враг народа», он умер в заключении в 1940 г.
В экспозиции нашего музея выставлен оригинал карты Русского острова с указанием расположения батарей крепости Владивостока, носивший по тому времени гриф «секретно». На карте в левом нижнем углу стоит штамп и оригинальная подпись В. Свиньина.
Нам удалось идентифицировать еще несколько офицеров, а также их жен и дочерей из этой групповой фотографии. Кроме того, сравнивая эту фотографию с копией снимка, впервые опубликованной в одной из моих книг, а ныне выставленной в экспозиции Дома музеев ДВГТУ, мы выяснили, что несколько офицеров представлены на обеих фотографиях. Эта фотография запечатлела встречу профессоров Восточного института с офицерами Владивостокского гарнизона у здания Офицерского собрания, в котором в настоящее время располагается краевой военкомат.
Сопоставив эти две фотографии мы установили, что групповой фотопортрет военных инженеров, их жен и дочерей изготовлен в декабре 1911 г. по случаю торжественного официального представления нового начальника инженеров Владивостокской крепости генерал-майора А. Шошина.
Производство офицера в генеральский чин представляло по тем временам, да и по нынешним тоже, большое значение не только для него самого, но и для членов семьи, значительно повышая их социальный статус.
Поэтому так неподдельно счастлива крепенькая круглолицая девушка – дочь генерала Анна, очень похожая на отца, и не скрывает улыбки представительная дама в роскошной цветастой кофте – жена генерала Анна Ивановна.
Есть еще одна интересная групповая фотография, копия которой также экспонируется в нашем музее и впервые была опубликована в одной из моих книг. На ней – профессора, студенты, по-видимому, выпускного курса и офицеры-вольнослушатели, расположившиеся для съемки у одной из арок здания Восточного института. Благодаря этой фотографии и другим нашим находкам удалось разыскать, казалось бы, безвозвратно утерянные для истории фотографии людей, ходивших по улицам Владивостока всего каких-то сто лет тому назад, но переживших или нет катаклизмы революции, Гражданской войны, перегибы советской власти.
А ведь в свое время эти люди были весьма заметны, и не только в «городе нашенском».
На двух последних фотографиях позирующие в первых рядах люди сидят на пышных коврах, расстеленных прямо на земле. Я нашел то место внутреннего дворика, где была произведена съемка группы профессоров, студентов и вольнослушателей Восточного института.
А вот арка со стороны Пушкинской улицы давным-давно заложена кирпичами, и уровень так называемого «культурного слоя» дороги возвышается над входом в нее более чем на два метра. И очень бы не хотелось, чтобы под этим «культурным слоем» оказалась бы погребенной история нашего замечательного города.