К 160 летию со дня рождения видного предпринимателя Л. Скидельского
Есть все основания поставить имя Леонтия Скидельского (1845-1916) в ряд таких известных представителей российского капитализма конца ХIХ-начала XX века, как Морозов, Мамонтов, Рябушинский. Капиталы династии Скидельских были главной движущей силой создания известных в крае промышленных предприятий. Океанский фанерный завод, маслобойный завод и железнодорожные мастерские (нынешние масложиркомбинат и депо) в Никольск-Уссурийске, электромеханические мастерские и Зыбунные копи в Артеме и разработка липовецкого угольного месторождения. В числе основанных предприятий – цементный завод в Евгеньевке, впоследствии известный как Спасский цементный. А многие из построенных ими в начале прошлого века исторических зданий до сих пор определяют лицо столицы Приморского края.
Основатель династии. Конец XIX века. Период бурного освоения недавно приобретенных Россией дальневосточных территорий. В край хлынул золотой поток государственных инвестиций. Это был настоящий Клондайк для умных предприимчивых и оборотистых людей. Одним из таких и был купец 1-й гильдии из Екатеринослава (ныне Днепропетровск, Украина) Леонтий Скидельский. В 1893 году он, презрев закон империи о проживании евреев в черте оседлости, появляется в Южно-Уссурийском крае. Леонтию Соломоновичу удается получить государственный подряд на строительство Северо-Уссурийского участка железной дороги Владивосток-Хабаровск. В условиях острой нехватки толковых подрядчиков, когда Управление дороги было вынуждено сдавать работы отставным офицерам и чиновникам, ничего не смыслившим в строительстве, екатеринославский купец показал себя настоящим профессионалом.
В итоге под его руководством было выполнено 30% всех земельных и до 50% всех искусственных сооружений северного участка СУЖД. Это не осталось не замеченным властями. В 1896 году в качестве купца 1 гильдии Скидельский был причислен к г. Владивостоку, а вскоре вместе со всей семьей окончательно поселился здесь. Основанная им строительная фирма «Скидельский и сыновья» возводила мосты и станционные здания, корпуса железнодорожных мастерских и портовые сооружения, доходные дома и особняки во Владивостоке. Только земельные участки в центре города, которыми владел Леонтий Соломонович, оценивались в 676 тысяч рублей.
Размеры капиталов позволили приступить к строительству по тем временам самых современных по техническому оснащению предприятий на российском Дальнем Востоке, не говоря о Корее, Манчжурии или остальном Китае. Товарный знак «Скидельский и сыновья» становится известным на рынках Восточной Азии, вплоть до Австралии. Отделения фирмы появляются в русско-китайском Харбине, японском Кобэ и даже в Лондоне. В 1910 году Скидельские принимают участие в образовании компании по разведке нефти на о. Сахалин, а вскоре начинают проникновение в приморскую угледобывающую отрасль.
Они щедро жертвовали средства на развитие медицины и образования, на помощь раненым и увечным воинам Русско-японской войны и на финансирование Общества изучения Амурского края. За свои заслуги Леонтий Скидельский был награжден в 1908 году орденом Святой Анны 3-й степени, а в 1910 году был удостоен звания потомственного почетного гражданина Владивостока.
Его сыновья Соломон и Симон после смерти отца 8 октября 1916 года в Одессе наследовали промышленную империю, объем капитала которой составлял около 9,5 миллионов (царских!) рублей.
Из некролога в газете «Владивосток», помещенного в связи с кончиной Леонтия Соломоновича:
«Нет эллина и иудея – есть человек. И таким сердечным, глубоко отзывчивым, честным во всех отношениях к людям был покойный.»
Копи на речке Зыбунной. В ноябре 1913 года было получено официальное разрешение на занятие первого участка. К тому времени уже были возведены необходимые административные и хозяйственные строения, установлено шахтное оборудование и построены электро-механические мастерские. Первая бригада шахтеров, полностью состоявшая из пришлых китайских рабочих, к началу 1914 года выдала «на гора» первый уголь Зыбунных копей.
Необходимо отметить, что именно выходцы из Китая составляли подавляющее большинство здешней рабочей силы. Организовавшись в артели, они проживали на копях в больших полуземлянках-матязах по 100 и более человек. Русские представляли административный и технический персонал, обслуживающий шахту и мастерские.
Качество работы азиатских углекопов оставляло желать много лучшего. А низкой производительности их труда (в пять раз ниже, чем в Японии) соответствовала и столь же низкая оплата. К тому же многие из шахтеров-китайцев, едва отработав зимний сезон, летом увольнялись с работы и становились членами бандитских шаек так называемых хунхузов. Они терроризировали русское и особенно корейское население на прилегающей территории.
Для борьбы с бесчинствующими бандитами в районе Зыбунных копей ещё в 1911 году из Гродеково была переброшена сотня 1-го Нерчинского казачьего полка и расквартирована в волостном селе Кневичи. Одним из взводов этой сотни командовал хорунжий Григорий Семенов. С февраля 1914 г. и ведет отсчет знакомство будущего генерал-лейтенанта атамана Семёнова и Скидельских.
В течение 1914 года Зыбунные копи становятся самыми мощными по механизации среди шахт Приамурского края и вскоре выходят на первое место по добыче угля -165 тыс. тонн в год. При условии их обеспечения квалифицированными рабочими кадрами они могли бы давать не менее 500 тысяч тонн. Это лидирующее положение так и осталось за ними вплоть до национализации.
Идёт война гражданская. Последовавшая за «войной империалистической», война гражданская повлияла на жизнь и судьбу Скидельских самым прямым образом. Из телеграммы атамана Г. Семёнова Соломону Скидельскому, датированной зимой 1919 г.: « …Извещаю, что Ваше щедрое и доброхотное пожертвование на 100 тыс. рублей получено. Ваш благородный порыв и помощь армии послужит добрым примером для других граждан …». В Приморье, меж тем, все сильнее разгорался пожар междуусобной войны. Угольные шахты Сучана и ведущая к ним железная дорога полностью контролировалась красными партизанами. Зыбунные, таким образом, остались главным добывающим уголь предприятием, снабжавшим приморскую столицу. И хотя по всей Майхинской долине активно действовали партизанские группы, копи продолжали выдавать тысячи тонн топлива. Власти «белого Приморья» всеми способами держали их под контролем и защитой.
25 октября 1922 г. части Красной Армии вошли во Владивосток, принеся на своих штыках Советскую власть в Приморье.
Национализация и эмиграция. 8 мая 1923 г. постановлением Дальревкома и решением третейского суда все финансовые активы, предприятия и недвижимость, «принадлежащие Скидельским, были национализированы и стали собственностью «государства рабочих и крестьян». В ноябре этого же года Зыбунным копям было присвоено имя большевика-революционера Артёма.
Их бывшие хозяева к тому времени покинули Советскую Россию, эмигрировав в соседнюю Манчжурию, где оставалась значительная часть их капиталов и предприятий. К действующим Джалайнорским копям они вскоре прибавили новые – Мулинские. Их разведка в 1922-25 гг. вдоль среднего течения р. Мулин прошла успешно. И к середине 30-х годов в Мулине действовало 4 шахты. Под покровительством властей Манчжоу-Го, Скидельские сумели восстановить своё прежнее положение лесных и угольных королей, теперь уже манчжурских.
Учитывая суровые реалии 30-40-х годов в наших отношениях с Японией с их кровавыми военными столкновениями на Хасане и Халхин-Голе, а также балансирование на грани «большой войны», становится понятно, почему деятельность Скидельских в Манчжурии советскими властями оценивалась однозначно. Как активное сотрудничество «недобитых буржуев» с японскими «захватчиками и оккупантами».
Крах империи. 1945 год. Разгромив Квантунскую армию, советские войска заняли Северо-Восточный Китай. По случаю освобождения Харбина от японцев, глава советской военной администрации назначил торжественный прием. В числе видных деятелей русской харбинской диаспоры на него были приглашены братья Скидельские – Соломон и Симон. Никто из них после приёма домой больше не вернулся. Они оказались причисленными к сонму злейших врагов Советской власти и были арестованы.
На имя Скидельских все последующие после их исчезновения годы было наложено настоящее «табу». В многочисленных исторических статьях и обширной литературе по краеведению вы вряд ли сможете найти сведения о них. Даже такое авторитетное издание, как книга «Старый Владивосток», обходит молчанием имя его почетного жителя Леонтия Скидельского и его сыновей. Небольшое издание краевой еврейской общины «Прикосновение к истории» – вот, пожалуй, и всё, что пока напечатано и откуда можно узнать об обширной благотворительной и финансово-хозяйственной деятельности основателя империи Скидельских и его потомков.
Эпилог.
Наверное только теперь пришло время рассуждать объективно. Отец и его сыновья были и законопослушны и полезны имперской царской России – «России, которую мы потеряли». Их трудом, энергией и средствами создавались заводы, шахты и железные дороги. Они финансировали строительство домов, школ и больниц. Приняв самое деятельное участие в освоении Приамурского края, Скидельские не только создали и приумножили свои капитал, но и в полной мере способствовали закреплению за Россией новых территорий Дальнего Востока. Основанные ими многочисленные предприятия получили своё дальнейшее развитие в советский период.
Их капитализм в основе своей оказался созидательным и патриотичным. Этим он разительно отличен от нынешнего, «прелести» которого всем нам известны. Остается только надеяться и ждать, когда из его недр выйдут деятели, подобные Скидельским – способные не только вывозить и уничтожать, но и создавать.
ФСБ России по Приморскому краю. Справка 26.05.2005 г.
Дополнительно проведена проверка по архивам органов ФСБ и МВД в Хабаровском крае, Омской и Магаданской областях, а также – по учетам ГИАЦ МВД России.
По сообщению ГИАЦ МВД:
Скидельский Соломон Леонтьевич, 1878 года рождения, уроженец Гродненской губернии, был осужден 15 июля 1950 года военным трибуналом войск МВД СССР в Московской области по ст. 58-4-6 УК РСФСР на 25 лет лишения свободы. Умер 24 марта 1952 года. Реабилитирован постановлением Верховного Совета Белорусской ССР 6 июня 1991 года.
Скидельский Семён (в запросе – Симон) Леонтьевич, 1885 года рождения, уроженец г. Екатеринослава, был арестован 7 сентября 1945 года, умер 24 марта 1948 года в спецгоспитале, реабилитирован.
Автор выражает благодарность краеведу Н.Г. Мизь и сотрудникам отдела по реабилитации УФСБ по Приморскому краю за помощь в подготовке статьи. Всем, кто располагает какими-либо сведениями о семье Скидельских, убедительная просьба связаться с редакцией журнала «Клуб Директоровр» по тел: +7-914-665-1883
Встречал документ под названием Сведения на администраторов и агентов завода Дальлес.
Там же есть и характеристика и на Мацкевича Дмитрия Васильевича.
Отчество там написано именно Васильевич, но на версию, что это всё таки это Мацкевич Дмитрий Александрович наводит то, что в документе написано, что он бывший инженер-механик морского ведомства.
В этом же документе указано, что он работал на братьев Скидельских.