Культура – это сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации человека. Это – исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм, способов, организации поведения и общения, процесс творческой деятельности человека.
В данном контексте феномен Сидеми можно рассмотреть как некое метафизическое, надматериальное мета-пространство, конструирующее действительность и формирующее человеческое сообщество. Его потенциал огромен – и не востребован. Многочисленные проекты, призванные реанимировать разрушенное до сих пор не реализованы. Почему? Возможно, стратегическое развитие предполагает не только наличие желания, но и знания общего процесса и его закономерностей в целом. Иными словами, нам никогда не восстановить разрушенное, если мы не поймем характера разрушения – и тогда наступать на одни и те же грабли перестанет дурной традицией.
Сидеми как культурный Центр, как Творческая база, как Заповедное место в бешеном ритме современности – возможно. Но невозможно оставить нетронутой окружающую Сидеми среду – иначе ее агрессивность и деструктивность разрушат любую схему, любые технологии, любые вложенные деньги. Как говорил Филипп Филиппович Преображенский: “Разруха прежде всего в головах”.
Нейтрализованная агрессивность среды ведет за собой активизацию творческой доминанты, а творчество как форма существования становится естественной и безусловной (в данном случае “творчество” не должно рассматриваться как узкоспециальный термин, но как высшая форма бытия).
Социокультурный проект «Сидеми. История одного поместья» включает в себя не только визуальное восстановление Сидеми начала XX в., но и создание условий для естественной транскрипции памяти. Жизнедеятельность обеспечивалась бы естественным путем передачи накопленного, отобранного и сохраненного. Создание целого комплекса социальных институтов на базе Сидеми поставило бы его жизнедеятельность на совершенно иные рельсы – рельсы естественного, гармоничного и поступательного движения.
И если культура есть память, то любой социокультурный проект имеет коммуникационное начало – а значит, связывает верх-низ, конец-начало, прошлое-будущее. Организационно-коммуникативное начало объединяет людей, живущих в одно и разное время. “Культура всегда, – пишет Ю.М. Лотман, – подразумевает сохранение предшествующего опыта. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества.”
Наши неудачные начинания, проваленные проекты, брошенные на ветер деньги имеют под собой твердую почву – наше нежелание признать, что автономность и оторванность от социокультурного пространства приводит к шаткости любой позиции. Внешняя успешность оборачивается кризисом, активный ритм жизнедеятельности трансформируется в бешеную, никуда не ведущую “гонку по вертикали”.
Вписанное в современность пространство полуострова Янковского (бывшего когда-то одним из образцово-показательных хозяйств края) может стать “комплексом образцов”, своеобразным “эталоном качества” нашей действительности. И это будет возможно только тогда, когда наше самосознание сделает еще один скачок, и мы осознаем, что окружающая нас жизнь есть продолжение нашего внутреннего мира, а ее неприглядность, серость и убогость коренится в нас самих.