Б.А. Дьяченко заслуживает величайшей благодарности от всех дальневосточников за восстановление утраченных для истории имен и событий.
Наверное, закономерно, что в повседневной жизни музея неоднократно звучат имена дарителей и меценатов, принимавших участие в его становлении. Действительно, в первые 25 лет, точнее до 1917 года, музей жил, за малым исключением, за счет дарений и меценатства. Первой записью о святая святых музея, книге поступлений рука Ф.Ф. Буссе зафиксировала первый дар, принесенный для будущего музея 20 декабря 1883 года: “От лейтенанта Мельницкого получены 4 китайские модели: пресс для кирпичного чая, веялка, водопроводная машина”. Вторая запись: “От князя Крапоткина Н.А. (крестьянского начальника Южно-Уссурийского округа в 90-е годы) образцы пород из каменноугольных копей, образчики каменного угля с берегов Амурского залива”. Не оставлял он вниманием музей и в дальнейшем.
Меценатами и дарителями были многие крупные царские чиновники, в том числе военный губернатор Приморской области П.Ф. Унтербергер (уникальный костюм воина-ительмена, ряд фотографий собственного изготовления полуострова Камчатки), А.В. Суханов и др. Члены царской семьи Романовых – Великий князь Константин Михайлович и Великая Княгиня Александра Иосифовна преподнесли в дар музею 4 ящика экспонатов, в том числе модель брига из кости.
Первая экспедиция музея снаряжалась на средства крупного промышленника Ю.И. Бринера. Среди дарителей экспонатов значатся М. Г. Шевелев, все члены семьи М.И. Янковского, купец 1-й гильдии Я.Л. Семенов. Список можно продолжать, не повторяя неоднократно поминуемых ученых-исследователей Дальнего Востока Буссе, Гриневецкого, Маргаритова, Лопатина, Пилсудского, Кюнера, Рудакова, Арсеньева и между ними удивительного собирателя, фигуры романтической, спорной и неразгаданной – вольного шкипера Гека. В первые 25 лет в Книгу поступлений внесено 3600 дарений – 14 тыс. Экспонатов. Оценку этим дарам жизнь определила и очень высокую.
После 1917 года меценатство как явление из музейной жизни исчезло, но дарения продолжались. Дарители – школьники и научные работники, старожилы Владивостока и люди, покинувшие край давно, военные морские офицеры и краеведы.
Музей бесконечно благодарен людям, которые сформировали единичными скромными дарами любопытнейшие историко-бытовые коллекции – аптечной посуды, канцелярских товаров (перьев, письменных приборов, школьных ручек и карандашей), городской мужской и женской одежды, головных уборов, дамских сумок, шляпок, перчаток, украшений, военной одежды, посуды, домашней утвари, мебели, убранства жилищ, бытовой техники, мелкой фарфоровой пластики, кошельков, чемоданов, игр и игрушек, фотоаппаратуры. Коллекция открыток с видами Владивостока содержит свыше 500 повторяющих друг друга оригиналов.
Постепенно складывалась коллекция кирпичей, из которых строился Владивосток. Ей положил начало известный в кругах коллекционеров города житель Владивостока В.Г. Полоухин, передав в дар музею свыше 90 кирпичей. Остальное дополнили доброхоты из числа юных краеведов. Коллекция монет в музее (10 тыс. Единиц хранения), принадлежащих различным странам, временам, народам, также сформирована дарителями. Совершенно уникальна по своему содержанию коллекция печатей. Их 104, и только на одну из них, хрустальную печать первого военного губернатора Приморской области П.В. Казакевича, музеем затрачены деньги. Остальные подарены. Две преподнесены музею в юбилейные дни 100-летия музея: преподавателем ДВГУ В.Н. Соколовым – печать китайской частной фирмы во Владивостоке и фирмой “Хобби” – печать Уссурийского казачьего войска. В этих коллекциях необычайная для наших посетителей и исследователей притягательная сила, прелесть погружения в незнакомый мир предметов, хранящих следы иной жизни, иных людей. Музей не зря считают одним из тех мест, где создается наиболее возвышенное представление о человеке.
Но мне хотелось бы остановиться на проблеме дарений и меценатства в последние годы, когда в полный голос заговорили программно и концептуально о коммерциализации культуры и искусства, о хозрасчетном существовании музеев и т.д. Музеи страны оказались перед выбором выживания в сложнейших экономических и политических условиях, хотя международная практика давно показывает, что музеи – не коммерческая организация.
Но можно ли рассчитывать на помощь со стороны в обществе, терпящем духовный кризис, где царит жесткий закон – “Все на продажу!”. Анализ различных способов поступления экспонатов за последние пять лет показывает, что наиболее распространены: дар, завещание, заказ, передача, закупка, выморочное искусство, конфискация. За 1985-1990 гг. В фонды поступило 35 тысяч единиц хранения. Это 4 тыс. Поступлений. Исключая передачу в результате экспедиций, сборов на предприятиях, закупок, мы имеем 3, 5 тыс. фактов преподнесения в дар высших проявлений движений человеческой души. Среди них 6 завещаний. Одно осуществлено по воле жителя Хабаровска Костина Михаила Васильевича его внучкой Поповой Верой Степановной, приславшей в адрес музея альбом с фотооткрытками видов Владивостока 30-60-х годов. Реди них есть редчайшие. Не менее трогательна в этом случае привязанность г городу человека, проведшего здесь несколько лет в юности. В канун 130-летия Владивостока Л.И. Головачевой были доставлены в музей две китайские фарфоровые скульптуры божеств счастья и долголетия от жителя Москвы, научного сотрудника Института востоковедения Лю Юн Аня, выполнившего волю покойной жены Лю-Масленниковой И.С., уроженки Владивостока. А на юбилейной выставке “мотоциклы прошлых лет” появился мотоцикл “Цюндапп К-750”, Германия, 1938 г., в превосходном состоянии, переданный в музей по завещанию жителя г. Уссурийска Аникина В.К. Его внуками. На одном подиуме с “Цюндаппом” стоят мотоциклы “Вандерер” 1908 годы, Англия, “Иж-8”, середина 50-х годов, СССР, завещанные музею покойным мужем Бордуковой Т.П. из пос. Трудовое.
На юбилейном вечере в музее, посвященном 100-летию со дня открытия, работала выставка даров, нескончаем был поток дарителей от крупных фирм, предприятий, частных лиц и клубов “Старожил”, “Флорист”, “Восток”, “Коллекционер”. Но пальму первенства все присутствующие отдали Б.А. Дьяченко. Преподнесенная им коллекция 15 сиявших на синем бархате наградных знаков, связанных с историческими событиями на Дальнем Востоке, заставили зал ахнуть.
Б.А. Дьяченко заслуживает величайшей благодарности от всех дальневосточников за восстановление утраченных для истории имен и событий. Трудами Б.А. Дьяченко получены в музей материалы П.В. Казакевича, А.К. Шефнера, В.А. Римского-Корсакова и П.В. Римского-Корсакова, Е.С. Бурачека, М.Г. Шевелева, семей Янковских, Бринеров, Худяковых, Матвеева Н.П., Сибирцевых, Кюнер и многих других. Его неустанными и бескорыстными трудами сформирован фонд “Русское Зарубежье” с более 4000 экспонатов, к которому интерес исследователей растет ежечасно. Из его даров сегодня музей составил более чем 400-х сотенный фонд по истории Дальневосточного политехнического института с фотографиями, документами, воспоминаниями, перепиской выпускников.
Нельзя сегодня не вспомнить о давнем друге музея В.В. Клименко, воссоздавшем фонд семьи Людмилы Волкенштейн до третьего поколения. Хочется сказать о И.В. Горбачеве, доценте ДВПИ, проработавшем там 55 лет. Среди семейных реликвий, переданных им в музей, уникальные предметы религиозного культа, принадлежащие его родителям, глубоко верующим, но не передавшим детям своей веры в силу обстоятельств.
Особенностью последних лет стало восстановление традиции передачи в дар музею материалов, интересных для истории, установленной вторым и третьим поколениями тех, кто 100 лет назад осваивал эти земли. Внуки Суханова А.В., Шевелева М.Г., Янковского М.И., Бринера Ю.И. Помогают восстановить казалось бы навек утраченное.
Музей всегда будет благодарен Виттенбург Евгении Павловне, Кюнеру Кириллу Николаевичу, Шефнеру Вадиму Сергеевичу, Луцкому Евгению Алексеевичу, Сибирцевой (Шушариной) Веронике Михайловне, Старцевым Александру Александровичу и Дмитрию Александровичу, Матвеевой Новелле Николаевне, Матвеевой Татьяне Зотиковне, Худякову Сергею Афанасьевичу, Петрову Василию Владимировичу, Алексееву Александру Ивановичу, Худякову Леониду Афанасьевичу, Бурачеку Владимиру Владимировичу, Алексеевой (Римской-Корсаковой) Марии Андреевне, Ивлиевой Татьяне Степановне, Крамовой Виктории Михайловне, Хргиану Александру Христофоровичу, передавшим в музей свои семейные реликвии.
Неотложным и основным законом осмысленной деятельности любого музея является систематическое пополнение сложившегося музейного собрания и его сохранение. В последние годы осуществление этого направления стало особенно сложным. Без участия и помощи энергичных и успешно ведущих финансовые дела современных владивостокских предпринимателей музей как хранилище исторических и культурных ценностей не смог бы о себе заявлять. Благодаря И.А. Тумановой во Владивостоке появились бесценные архивы Б.Г. Масленникова, автора ряда книг по топономике Мирового Океана, Тарасовой А.И, ученого-биографа В.К. Арсеньева. Акционерная международная торгово-экономическая компания “Чурин и П” Ко., Лтд. В лице генерального директора Перминова Бориса Николаевича помогла приобрести семейных архив Н. Коварской – дочери известного дальневосточного писателя Р. Фраермана.
А. Крейн, директор Государственного музея А.С. Пушкина в Москве, в последних своих “Записках музейного работника” поделился опытом работы с дарителями, изложив суть своего кредо, захватывающего, но очень трудного, специфического. С ним солидарна и глубоко убеждена, что в каждом музее обязана быть своя программа работы с дарителями и меценатами. Ей должны неукоснительно подчиняться все службы, все направления деятельности музея в совокупности с глубочайшей профессиональной заинтересованностью сотрудников.