Год за годом, историки и краеведы, работая в фондах архивов, музеев и частных собраний, открывают для нынешних и будущих поколений все новые и новые, порой скрытые, а порой и просто забытые факты из истории нашего города. Молодая, но насыщенная событиями, она сохраняет еще немало белых пятен. Среди них выделяется совсем было потерянная для потомков история династии Жариковых и судьба ее представителя – видного общественного деятеля Владивостока, купца 2-й гильдии Василия Анисимовича Жарикова.
В 1877 году приехал во Владивосток мещанин города Благовещенска 22-летний Василий Анисимович Жариков. Рано потеряв кормильца многодетной семьи Анисима Жарикова, его вдова Феодосия Сергеевна, женщина, сильная духом, решила, что пора заводить свое дело. На семейном совете постановили:
- переселяться на юг в малоизведанное Приморье, желательно во Владивосток – город новый, с большими перспективами;
- первому ехать Василию, т.к. он и самый старший, и хваткой крепче, да и порасторопнее всех остальных;
- ежели улыбнется счастье на новом месте, то переезжать всей семьей;
- Василию же наказано особенно: наняться на работу поудачнее, побыстрее купить участок земли (тогда еще ее можно было купить недорого) и начать строиться.
Добравшись до Владивостока, Василий устроился к местному купцу Дикману приказчиком. Через некоторое время Василий купил один из первых своих земельных участков, находящийся в 1-й части, 19 квартале, под №156. Этот участок располагался в конце Тигровой улицы, в районе нынешнего к/т “Океан”. Именно здесь судьба свела его с будущей женой Татьяной, дочерью известного в то время в городе крупного домовладельца Т.И. Иванова. К концу десятилетия у Жариковых родились: Екатерина (1884) Надежда (1885), Аркадий (1887) и Борис (1889).
С первой половины 80-х годов Василий Анисимович активно включился в общественную жизнь. Состоял одновременно членом нескольких благотворительных обществ и попечительских комитетов, был – доверенным лицом Городской Управы.
Весной 1883 года во Владивосток приехала вся семья Жариковых : мать, братья, сестры.
Феодосия Сергеевна Жарикова, глава семейства, выкупила купеческое свидетельство и вступила во владивостокское 2-й гильдии купеческое общество. Переход в другое сословие означал, что дети стали называться купеческими, а их мать – купчихой.
Тем временем, в 1888г., купеческий сын Василий получил в дар от Поповой половину участка с домом в 250 кв. саженей в самом конце 1-й Портовой улицы, рядом с оврагом. А позже, купив у коллежского секретаря Д.Ф. Энгель в этом же квартале еще один участок в 360 кв. саж., В.А. Жариков стал владельцем довольно внушительных размеров участка в 610 кв. саж., расположенного между 1-й и 2-й Портовыми улицами (район ост. “Дальзавод”). Именно здесь и решил Василий Анисимович капитально осесть, построить, по его собственному выражению, “имение”, с надворными постройками, службами и т.д.
Свой бизнес братья Жариковы вели вместе. Григорий отвечал за выбор, рубку и сплав стройматериалов из лесных угодий в долине и верховье реки Лянчихе. Василий брал выгодные подряды на поставку и строительство в городе. Лес пилился и обрабатывался в основном на пильной Юлия Монсе и далее поступал на стройки. Братья не скупились на благие дела. Именно Василий обеспечивал материалами строительство музея Общества Изучения Амурского края, городской больницы, Покровской кладбищенской церкви, Пушкинского училища и др.
Начало XX века оказалось самым плодотворным периодом в коммерческом плане для Жариковых. Примерно в 1902 г. Василий Анисимович выстроил на своем участке, рядом с деревянным домом, трехэтажный кирпичный дом, отдав часть его внаем разным лицам и организациям. Туда же перенес и свой винно-бакалейный магазин, располагавшийся ранее по соседству. В работниках у братьев Жариковых находилось много китайских и корейских рабочих, желавших сиюминутно исполнить любое распоряжение своих нанимателей.Кроме продажи местных товаров В.Жариков заключал сделки на оптовые поставки из центральных губерний России и заграницы. Аббревиатуру “В.А.Ж.” знали многие в тогдашнем деловом мире.
Листая справочники и путеводители по городу той поры, замечаешь, что редкая общественная организация не имела в списке своих членов или попечителей имени Жарикова.
Зимой 1905 года в Градо-Владивостокском Кафедральном Успенском соборе общим согласием прихожан был избран новый церковный староста. Василий Жариков, человек христианского благочестия и преданный православной церкви, как никто другой соответствовал этому выбору. Утвержденный Епархиальным Архиереем и приведенный к присяге, Василий Анисимович приступил к службе.
Помимо этого, Жариков был еще и членом Владивостокского отделения Епархиального училищного совета и Комитета Православно-Миссионерского общества – Архиерейского Дома. В те годы Успенский собор уже не вмещал все возрастающий поток прихожан, и перед Епархией встал вопрос о строительстве нового кафедрального собора в районе пересечения Суйфунской и Нагорной улиц. Староста собора активно включился в комитет по сбору пожертвований на постройку Храма, но недостаточность произведенных сборов для такого грандиозного проекта и начавшаяся война помешали этим планам.
К концу 1908 года Владивостокское собрание приказчиков, основанное в 1889г. переехало в новое здание на Пушкинской. Построенное по проекту архитектора П. Вагнера специально для Собрания приказчиков, это здание стало одним из красивейших в городе.
Для празднования 300-летия Дома Романовых от каждой губернии, волости и уезда требовались достойные представители народа. В телеграмме на имя министра внутренних дел от 12 января 1913 года говорилось: “Назначены в состав городских депутаций головы Владивостока, Хабаровска, Никольск-Уссурийского, законнодействующих обществ, Суханов, Михаил Веденский, староста Владивостокского собора Жариков…”. Таким образом, В. Жарикову удалось лично присутствовать на празднествах, подтвердив царю свою верноподданность.
Начавшаяся мировая война не обошла и семью Жариковых. С досрочным призывом новобранцев 1918 года ушел на фронт 17-летний сын Николай. Другой сын, Иван, также был принят Воинским Начальником. Дочери Полина, Елена и Анна, выйдя замуж за офицеров, уехали с ними на запад, ближе к фронту.
К 1915 году В.А.Жариков, вторично овдовев, с подорванным здоровьем, окончательно отошел от дел, возвратясь в первоначальное мещанское сословие.
Через два года, собрав денег, Жариков решил совершить поездку в родные места. Грянувшая вскоре революция не могла принести особой радости семейству. В 1919 году, верный своему долгу, Василий Анисимович не покидал общественной жизни, являясь начальником военно-конского участка №34 по учету лошадей в г. Владивостоке, при Сибирском временном правительстве Колчака.
От Советов бывшему купцу ничего хорошего ждать не приходилось. Да и бежать в Китай, по примеру племянников, Жарикову было уже не под силу. Новая власть не тяготилась вниманием к старику, оставив последнего доживать свой век где-то на Эгершельде. Единственной радостью перед смертью было рождение внука. 14 марта 1927 г. Василий Анисимович скончался. Похоронен был там же, на Эгершельдском кладбище.
Все дочери Жарикова, дожив до наших дней, умерли своей смертью. Меньше повезло сыновьям: Владимир был репрессирован в 1937-м и через год расстрелян в Хабаровске. Возможно, такая же участь постигла и его братьев.
История не сохранила могилы Василия Анисимовича, как и самого кладбища, снесенного с лица земли в преддверии очередной новостройки.
Исчез переулок, носивший его имя. Но осталась память в названии сквера, рядом с его “имением”, а ныне библиотекой им. Горького (Светланская 119). Возможно, в будущем наша признательность этому человеку воплотится в памятник, украшающий его улицу.
Алексей Горчаков,
член генеалогического общества “Родовед”