Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий.
В. Ключевский

90 лет назад, 7 февраля 1920 г., в г. Иркутске был убит большевиками адмирал А.В. Колчак. Еще не настало время для полной, беспристрастной оценки деятельности А.В. Колчака как Верховного Правителя России, но не может быть сомнений, что он был горячим патриотом, честным и искренним человеком, любящим Родину и не находившим возможности существовать без нее.

На долгие годы в Советской России были «забыты» заслуги А. Колчака в полярных экспедициях. Беспримерное личное мужество в спасении материалов и документов погибшего руководителя экспедиции по исследованию Севера барона Толля принесло признание А.В. Колчаку и присуждение ему золотой Большой Константиновской медали от ИРГО России. Написанная Колчаком монография «Лед Карского и Сибирского морей» актуальна по сей день.

В начавшуюся русско-японскую войну лейтенант А.В. Колчак уходит добровольцем, участвуя в постановке минных ограждений на море и непосредственно в боях береговых батарей обороны Порт-Артура.

Поражение России в войне обязало А.В. Колчака принять активное участие в восстановлении флота и, как военный эксперт, он выступил в Думе России с докладом «Какой нужен флот России», а также с планом исследования и освоения морского пути из Владивостока до Мурманска. Он лично контролирует строительство ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» и приводит их во Владивосток в 1909 г. По его детальным разработкам проложен Северный морской путь, важный для России в военное и мирное время по сей день.

В Первую мировую войну А.В. Колчак известен как крупный специалист минного дела на море и как Командующий Черноморским флотом. Победа в войне была близка, но отречение царя, слабость Временного Правительства, большевицкий переворот обрушили все сферы общественной жизни России. «Демократия» втянула армию в политику, расправы над офицерами стали обычным явлением, анархия и брожение в армии, предательское соглашение большевиков с врагами Родины и подписание позорного Брест-Литовского договора с немцами – заставило А.В. Колчака встать на защиту ее чести.

Позже, в ноябре 1918 г. в г. Омске, принимая крест власти Верховного правителя России, перед сотнями тысяч офицеров и солдат, готовых сражаться с большевиками, он сказал: «Я не искал власти и не стремился к ней, но, любя Родину, я не посмел отказаться, когда интересы России потребовали, чтобы я встал во главе правления».

Многие, близко знавшие адмирала, отмечали, что Александр Васильевич не был создан для отведенной ему судьбой роли Верховного Правителя, однако практически все современники считали его честным человеком, писали о его патриотизме, исключительной нравственной чистоте, энергии и желании с честью нести взятый на себя крест.

Главная задача Верховного Правителя была высказана им в обращении к населению России: «Своей целью ставлю – создание боеспособной армии, победу над большевизмом, установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать образ правления, который он пожелает. Свободный труд, охрана личности и имущества граждан, свобода совести и слова, равенство национальностей. Это мои слова – честного гражданина и солдата».

Наивный в политике, А.Колчак говорил, что его задача – привести Россию к Учредительному собранию, а оно решит экономические вопросы и все проблемы на Руси за многие века! Для адмирала восстановленная страна означала единую, неделимую Россию. И хотя для победы Белого дела было бы выгодно предоставить независимость прибалтам, полякам, украинцам в обмен на их активную помощь в борьбе с большевизмом – Колчак отклонил даже предложение генерала Маннергейма предоставить адмиралу помощь в 100 тысяч солдат для взятия Петрограда в обмен на независимость Финляндии.

Союзники по мировой войне, преследуя свои интересы в России, не торопились оказывать содействие Колчаку, армия которого зимой 1918-1919 года испытывала недостаток оружия, снарядов, сапог, обмундирования, продовольствия. Эта «помощь», застрявшая на складах Владивостока, стоила Правительству А.В. Колчака 1/3 Золотого запаса России.

Момент победы над большевизмом был упущен, а при отступлении из Омска, на предложение союзников передать охрану Золотого запаса им, со своей прямотой адмирал ответил: «Я лучше передам его большевикам, чем вам, союзникам я не верю». Этими словами он, в их глазах, подписал себе приговор.

В тылу А.В. Колчака в Забайкайле и Дальнем Востоке атаманские режимы, плохо представляя себе большевицкую угрозу, ждали падения Колчака, чтобы дорваться до власти, до автономии. Пленные чехи вначале активно помогали Белому движению, но, когда удача отвернулась от Колчака, они, захватывая вагоны, паровозы, уходили на восток.

Под натиском 1,5 млн. Красной армии, 150 – тысячная армия Колчака отступила из Омска вместе с 800 тысячами мирных жителей. Колчак уходил последним вместе с эшелоном Золотого запаса. Отступление через ледяную Сибирь по одной ветке Транссиба, уже загруженной чехами, под набегами красных партизан на станциях, при нехватке топлива, воды, лекарств, продуктов, с массой больных тифом и ранеными – все превратилось в кошмарную «человеческую мясорубку». Адмиралу предлагали спастись, но он отверг все предложения личного спасения.

В Иркутске союзники выдали адмирала Колчака в руки большевиков в обмен на свободный выход через тоннели Забайкайля на восток. Они же выполнили распоряжение своего лидера: «Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официально телеграмму, что местные власти до нашего прихода поступили так и так, под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейской заговоров в Иркутске. Ленин» Адмирал А.В. Колчак умер так же смело и честно, как всегда жил.

Судьба не дала победы Белому движению – слишком велика была волна обрушения России, волна революционного безумия, массового психоза, попирающего все святое, уничтожающего все общечеловеческие, истинные понятия. Но в гражданской войне победителей не бывает – и народ получил от большевиков на долгие годы голод, разруху сельского хозяйства, террор, коллективизацию, обесценивание человеческой жизни, лагеря смерти, уничтожение религии, развал единства России.

Белое же движение сохранило, хотя бы для потомков, честь России и ее доброе имя. А память о А.В. Колчаке возвращается и вызывает интерес и уважение.

Оправдываются слова И.А. Бунина (1921 г.):

«Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, много простят России за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, что и Авель был среди сынов ее!»

Мир вашему праху, Александр Васильевич!

от Симонова Галина Викторовна

Историк, краеевед, действительный член Российского географического общества, автор многочисленных публикаций об Александре Васильевиче Колчаке и истории Белого движения.

Добавить комментарий

Войти через соцсети