О признании законным предания анафеме Ленина и большевизма
Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Галатам 6:7)
В кровавом 1917 г., когда рушились основы государства российского, Патриарх Тихон (Беллавин) – не политик, не историк – стал для России тем, кому предстояло осмыслить события уходящего года и в новогоднем слове 1(14) января 1918 г. в Храме Христа Спасителя прямо сказать ожидавшим его православным и верующим, что из себя представляют большевистские вожди:
«…И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы, гораздо более нас культурные… Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они, на самом деле, превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Откр. 3,17). Вместо так еще недавно великой и могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части… Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, к хлебу, деньгам, упились вином свободы… Церковь осуждает такое наше строительство и Мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге…»
После разгона большевиками Учредительного собрания и последующих кровавых расправ с его сторонниками и демонстрантами Патриарх Тихон 1 февраля 1918 г. обратился ко всем архипастырям и верующим с Посланием об осуждении расправы с народом в Москве, Петрограде, Иркутске, Севастополе:
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы <…> страшному проклятию потомства… Властию, данной Нам от Бога, <…> анафематствуем вас… Заклинаю и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение…»
Еще в древней Руси патриархам было предоставлено право печаловаться перед высшей властью за опальных с благими намерениями и надеждой. И этот возвращенный обычай патриарх Тихон использовал, обращаясь к Совнаркому в годовщину большевистской власти.
В Послании, в частности, отмечается:
«…Целый год вы держите в руках своих государственную власть. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото <…> Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду.
…Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных. Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха… …Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя…
Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: <…> обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. XI, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. XXVI, 52)».
Это Послание обошло весь мир, и власть большевиков восприняла его как контрреволюционное выступление. Печаловник за народ, патриарх Тихон, был арестован.
Страна вымирала от голода. Ленин же в своем секретном письме Политбюро рекомендовал «провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаться перед любым сопротивлением, считая, что позже это сделать не удастся. Сейчас же, в отчаянный голод среди крестьянских масс, мы получим сочувствие, либо нейтрализацию этих масс…, и мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей». Из указания Ленина Дзержинскому от 1 мая 1919 г.: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надо арестовывать как контрреволюционеров, расстреливать беспощадно и повсеместно, как можно больше. Церкви подлежат закрытию, храмы превратить в склады…» Из беседы с Красиным: «Электричество заменит крестьянам Бога, пусть крестьянин молится электричеству, он будет чувствовать силу центральной власти вместо неба…»
Но Ленин с Троцким ошиблись в том, что подобные действия принесут им желанную победу над православными. Так, в переписи 1926 г. выявилось ужасающее уменьшение населения, в сравнении с 1890 г. Даже сама власть не знала наверняка, чего стоила революция, гражданская война, коллективизация, голодомор, гибель лишенцев, расстрелы… Результаты были скрыты.
В 1937 г. была проведена новая перепись населения, в которую включен, по личному повелению Сталина, вопрос о религиозных убеждениях. Диктатор желал убедиться, что народ сломлен, что отречение от Бога стало нормой, и из людей можно делать что угодно. Ну а те, кто веровал, побоятся в именных опросных листах назвать себя верующими, им предлагалось лгать и пятнать ложью свои души. И это накануне Рождества Христова – перепись проходила всего один день – 06.01.1937!
Перепись обнаружила большую убыль населения, падение рождаемости, 30% безграмотных. Но больше поражает отношение сограждан к религии: 57% твердо заявили, что они верующие в Бога. Такое открытое признание после многих лет кровавых гонений было актом гражданского мужества! Напомним, что опрос был не анонимным, ответы заносились представителями власти в опросной лист с именем и адресом каждого.
Массовый положительный ответ в конкретной ситуации в большевистской России свидетельствовал, что вера сильна и люди предпочли лучше попасть в лапы палачей, нежели отступничество от Бога! Этот уникальный в мировой истории факт одновременного массового исповедничества десятков миллионов людей дает свидетельство несломленности духа народа: 55 млн. граждан России, не сговариваясь, не испугались смерти. Это потрясающий факт!
Большевики были поражены, и Сталин приказал итоги переписи объявить «дефектными», а ее организаторов расстрелять как вредителей. Политбюро приняло решение о проведении широких репрессий и окончательно разобраться с церковью. Было убито более 200 тыс. представителей духовенства, причем уничтожались самые нравственные, честные, ответственные, мужественные… Суммарное число жертв этих репрессий составило 50114 тысяч человек. Этот террор оставил в народе инерцию страха, определившую психическое состояние страны на многие десятилетия. С внутренней свободой миллионов людей России было покончено, воля народа была раздавлена невиданными в истории человечества смертоубийствами своих же граждан и растлена, сопряженная со страхом и ложью.
В 1970 г. КПСС с размахом праздновало столетие рождения Ленина.
Церковь в России не смогла сказать слово правды, и эту миссию выполнила Русская Православная Церковь за границей. В Указе Архиерейского Синода РПЦЗ от 22.01.1970 г. призывалось всем соединиться в молитве о спасении народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма и определялось 29.03.1970 г. во всех Храмах «отслужить молебное пение с оглашением Послания Святейшаго Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков…» и «возгласить анафему… Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовой Церкви, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим Храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема». Была также возглашена вечная память «Во успении вечный покой подаждь, Господи, <…> всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным, и сотвори им вечную память».
17.05.2007 г. РПЦ России и РПЦ за границей достигли единства, нарушенного Октябрьской революцией: стороны признали канонические акты друг друга без противоречий. Со стороны РПЦ за границей Указ подписал Митрополит Лавр, со стороны Москвы – будущий Патриарх Кирилл. Таким образом, Указ стал легитимным для РПЦ в России.
Сегодняшний Митрополит Илларион (Алферов) в интервью от 19.07.2009 г. в Интерфаксе говорил: «Ленин и Сталин создали ад для миллионов людей, погибших в лагерях, расстрелянных по доносу или по приговору «троек»… И можно ли верить в то, что злодеи и изверги, убивающие людей, восстающие против Бога окажутся в раю вместе с праведниками и святыми? Если это так, тогда полностью стирается грань между добром и злом, спасаешь ли ты людей от смерти или убиваешь их».
Еще в 1924 г. в Кемлаге, во время похорон Ленина, заключённым приказали встать, построиться в скорбном молчании. Но будущий святой мученик Илларион (Троицкий) обрел в себе потрясающее мужество не только не встать, но и ответить: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество»…