Нелли Григорьевна Мизьь

Продолжение, начало в «КД» №217, февраль 2018

Важный вопрос, который касается всех жителей Приморья и наших гостей, – это наш Покровский парк, а вернее, его историческое наследие. Не все знают, что в Покровском парке покоится прах около 100 тысяч наших сограждан, захороненных на территории бывшего Покровского кладбища в период с 70-х гг. XIX в. по 1924 г. Сегодня мы расскажем о Николае Варламовиче Соллогубе – основателе и редакторе первой городской газеты «Владивосток», увидевшей свет в 1883 г.

Николай Соллогуб не был журналистом-профессионалом. Его образование ограничивалось гимназией, которую он окончил в Саратове, и курсами телеграфистов. На Дальний Восток Николай Варламович приехал летом 1880 г. Его перевели с Московского центрального телеграфа в штаб главного командира портов Восточного океана. Во Владивостоке он служил в конторе телеграфного управления, затем – в штабе главного командира портов Восточного океана архивариусом.

Здесь он стал организатором, издателем и редактором первой на Дальнем Востоке общественно-литературной и морской газеты. Ее учреждение было делом хлопотным и очень трудным. Для того чтобы закупить необходимое типографское оборудование, ему пришлось отправиться из Владивостока в Одессу. У берегов Африки корабль потерпел крушение. Николай Соллогуб принял активное участие в спасении экипажа и пассажиров, проявив при этом находчивость и мужество, за что был награжден золотой медалью «За спасение погибающих» на Владимирской ленте. Эта медаль была предметом его гордости на протяжении всей жизни.

Первый номер газеты «Владивосток» вышел 17 апреля 1883 года. На первой странице под рубрикой «От редактора» Николай Варламович оповестил читателей: «Выпуская в свет первый номер нашей газеты, мы освобождаем себя от широковещательных программ. Скажем коротко: сделаем, что можем. Столбцы газет открыты для всякого правдивого слова, ведущего ко благу края».

Еженедельная газета «Владивосток» выходила на восьми полосах. Здесь публиковались: правительственные распоряжения, городская хроника, коммерческие известия, телеграммы, корреспонденции из разных мест, объявления. Со временем в газете появились морской и экономический разделы. Постоянным подписчиком «Владивостока» был царствующий Дом Романовых. Газета регулярно доставлялась в Петербург. Редакция и типография газеты располагались в одном доме, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней, он известен знатокам истории Владивостока как «дом Соллогуба». Этот двухэтажный кирпичный дом с башенкой, напоминающий замок, был построен по собственным чертежам Н. Соллогуба в 1881-1883 гг. на склоне Успенской горы, с ориентировкой главного фасада на бухту Золотой Рог. Современный адрес дома – ул. Пушкинская, 7. Второй этаж дома из 7 комнат занимала семья Соллогуба, в которой было пятеро детей. Здесь же, на втором этаже, располагался рабочий кабинет Николая Варламовича; здесь он умер за рабочим столом с ручкой в руке, ему было всего 47 лет.

Известный владивостокский журналист и сподвижник Н. Соллогуба И. Кануков в газете «Дальний Восток» опубликовал стихотворение 8 мая 1893 г. Посвящается памяти Н.В. Соллогуба

Окончен путь, исполненный страданья,
Порвалась жизнь безжалостной судьбой:
Теперь без мук, тревог и без желаний
В могиле ты, надорванный борьбой…

Дар лучший здесь, окраине далекой,
Издав газеты первым, ты отдал –
Тот дар во тьме густой, во тьме глубокой
Нередко нам отрадою блистал…

В 2003 году по инициативе редакции современной газеты «Владивосток», которая начала выходить с 1 июля 1989 г., на «доме Соллогуба» была открыта мемориальная доска с горельефным изображением Николая Варламовича. В его облике скульптор Г. Шароглазов запечатлел черты волевого, умного и энергичного человека. Именно так характеризовали его современники, сослуживцы и потомки.

Благодаря свидетельству Ариадны Ильиничны Беловой – внучки Н.В. Соллогуба, известно место его захоронения на городском кладбище. Это место в современном Покровском мемориальном парке до настоящего времени сохранилось в ненарушенном состоянии.


«Замок счастья» на Пушкинской

Тамара Калиберова

Этот старинный дом на ул. Пушкинская, 7, напоминающий замок, – массивная квадратная башня, на фасаде здания окна лучкового очертания, симпатичный пояс «сухариками», разделяющий первый и второй этажи, фигурные аттики над карнизом – один из самых первых каменных старожилов Владивостока, чудом уцелевший до наших дней. Он был построен еще в позапрошлом веке, в самом начале 1880-х годов, почти 140 лет назад.

«Замок счастья» на Успенской (ныне Пушкинской) улице, в отдалении от густонаселенного тогда центра, построил по собственным «эскизам» Николай Соллогуб для своей молоденькой жены, вчерашней гимназистки Сонечки Андрущенко, в которую был восторженно влюблен. Поэтому и здание получилось таким красивым и особенным.

В этих стенах родились пятеро их детей. Шестым ребенком Соллогуб считал газету «Владивосток», которая тоже появилась на свет по этому адресу 17 апреля 1883 года.

Колоритный кирпичный красавец из XIX века не раз служил прекрасной натурой для художников и фотографов.

Нетронутый островок памяти

По стертым каменным ступеням не раз доводилось подниматься на второй этаж дома №7 на ул. Пушкинской, чтобы попасть в заветную квартиру под №14. Много лет назад дверь гостеприимно распахивала Ариадна Ильинична Белова, внучка Н. Соллогуба, человек удивительной души и непростой судьбы, ходячая энциклопедия по истории Владивостока. В неторопливой беседе за чашкой чая, в уютной «нездешней» обстановке посчастливилось услышать от нее немало интересных историй из прошлой жизни города, семьи. Только благодаря Ариадне Ильиничне этот дом до сих пор остается единственным почти нетронутым временем островком уклада и быта позапрошлого века.

Семья Соллогуба занимала в собственном доме второй этаж, где было семь комнат. Кабинет редактора находился на втором этаже, в башне, в удалении от гостиной. Здесь, у большого, просторного окна, с видом на бухту Золотой Рог, на обживающуюся Светланскую, Николай Варламович подолгу стоял, обдумывая свои статьи, очерки.

Жена, Сонечка, тоже принимала в рождении газеты самое непосредственное и деятельное участие: вычитывала статьи и, случалось, засучив рукава, становилась к печатному станку.

Можно представить радостное оживление владивостокцев, получивших свою газету. Раньше горожанам приходилось целыми месяцами ждать живого печатного слова и довольствоваться «несвежими» новостями. Теперь у них появилась возможность не только не отставать от жизни государства, но и высказывать на страницах издания свои собственные нужды, которых у горожан в то время тоже было предостаточно…

В частном владении семьи этот большой дом находился до 1931 года, затем его национализировали, он стал коммунальным жилищем на 18 квартир.

Арест «китайской подданной»

Однажды, во время очередной встречи с Олегом Константиновичем Беловым (единственным сыном Ариадны Беловой), мне довелось услышать от него рассказ об одной из самых драматических страниц в жизни семьи.

– До сих пор помню тот поздний вечер 22 апреля 1937 года, – вспоминал он. – На следующий день мне исполнялось семь лет. Родители приготовили подарки: большого белого медведя, велосипед, ружье. Меня уже уложили в постель, но я еще не спал, когда в дверь позвонили. Вошли люди в форме, с озабоченными лицами. Оказалось, пришли арестовывать маму (ей было в ту пору 27 лет), только за то, что она родилась в Харбине.

Мамин отец, Илья Иванович Петелин, выпускник Восточного института, был прекрасно образованным человеком. Он преподавал китайский язык в Харбинском коммерческом училище КВЖД. Считался отличным переводчиком с китайского и английского языков. Занимал должность редактора в газете «Голос Родины», был также вторым редактором ежедневной вечерней газеты «Рупор». Много писал о Китае, публиковал свои воспоминания.

Так вот, он привез мою маму, свою дочь, во Владивосток, когда ей было всего девять месяцев от роду. С тех пор она безвыездно жила в доме своего деда. Несмотря на это, следствие установило, что Ариадна Белова (урожденная Петелина) «китайская подданная».

За несколько лет до маминого ареста из дома выселили прабабушку – Софью Степановну, вдову Николая Варламовича Соллогуба. Не посмотрели на преклонный возраст. С одной из дочерей она уехала в Красноярск, к родственникам. Там и скончалась.

Мама вернулась из заключения шесть лет спустя, ее освободили досрочно, благодаря хлопотам мужа (он трижды ездил в Москву) – Константина Николаевича Белова, капитана дальнего плавания. Все это время он ее верно ждал. Кстати, моих родителей познакомила Анна Щетинина, первая женщина капитан дальнего плавания, она некоторое время тоже жила здесь, на ул. Пушкинской, 7, занимала комнату на первом этаже.

Мама долго находилась под надзором. Ее с трудом прописали обратно. А реабилитировали только после смерти Сталина. Вообще в нашем доме на моей памяти арестовали в 1930-е годы шестерых, вернулись только двое.

Владивосток, август 2018


Как благоустроить Покровский парк, носящий статус мемориального?

Список захороненных, согласно выпискам из метрических книг и газетным публикациям (умерших с 1884 по 1922 гг.). На сегодня известны имена и даты ~800 человек. Среди них – большая часть первооткрывателей Владивостока, все первые лица, даже внучатый племянник Пушкина, и многие другие! Важно увековечить их память, благоустроить парк и всем знать о нашей истории, тем более что парк носит статус мемориального. Постановление главы администрации г. Владивостока от 31 января 1995 года «О предоставлении Православному приходу Покрова Божией Матери Владивостокской епархии Русской Православной Церкви г. Владивостока земельного участка территории Покровского парка».

от Петренко Игорь Николаевич

С 1990 года специализируется в области допечатной подготовки (журналы, книги, фотоальбомы, календари). 1993-1998 - стажировка в A.T. Publishing & Printing Incorporation, USA. С 1998 г. по настоящее время является учредителем и главным редактором журнала «Клуб Директоров» (до 1 марта 2011 года - «Восточный Базар»). Отдельное направление - оцифровка архивов и книг Русского Зарубежья с последующим размещением их в электронном формате на специально созданном для этого ресурсе Uniting Generations. Основная цель проекта - дать вторую жизнь книгам (изданным Русской диаспорой за последние 100 лет), которые после оцифровки становятся доступными всем пользователям интернета на 150 языках.

Добавить комментарий

Войти через соцсети