Потерять в полярных широтах жизнь легче,
чем потерять монету из дырявого кармана.
Ф. Нансен
На первую Русскую Полярную экспедицию во главе с геологом бароном Э. Толлем было выделено 240 тыс. рублей. Проявляя сочувствие, ведомства, учреждения, частные лица собрали еще 280 тыс. рублей. Лейтенант А.В. Колчак, как имевший опыт и труды исследовательской работы в 1898 г. у берегов Дальнего Востока по гидрологии, гидрографии, гидрохимии, был принят в состав экспедиции. Предварительно он прошел стажировку в Норвегии с напутствием полярного исследователя Ф. Нансена.
Четырехлетнее плавание было полно драматических и трагических событий. Дойдя до Новосибирских островов, шхуна «Заря» вмерзла в лед. Оставив шхуну, Толль с Колчаком ушли к берегу материка за сбором геологических образцов и научных материалов. За 41 день они преодолели 500 верст, в полярной ночи, при морозе в -40 градусов. Колчак ежедневно вел маршрутную съемку и магнитные наблюдения. На обратном пути, потеряв продовольственный склад, оставшись без собак, оба тащили нарты с образцами и инструментами. Последние дни шли голодом. Они чудом вырвались из ледового плена, но собранный материал подтверждал предположения, что, судя по простиранию геологических структур, должны быть острова с залежами угля! Это оправдалось в 1909-1913 гг.: под руководством Колчака был разработан маршрут из Владивостока через Берингов пролив к Новосибирским островам. По пути был открыт архипелаг, названный «Землей Императора Николая II». Россия мирно приросла на 42 тыс. кв. км с ценнейшими залежами минералов и угля. И это было последнее открытие земель в мире.
За совместные пережитые тяготы, открытия, мужество Э. Толль назвал один из открытых островов именем Колчака. Но с 1937 г., по решению большевистской власти, остров был переименован в остров Расторгуева.
Экономя время, Толль с тремя спутниками отправились на остров Беннета, откуда надеялся увидеть «Землю Санникова». Колчак должен осенью снять его на шхуне, но льды не дали сделать этого, и Толль оказался в ледовом плену. Изношенную шхуну Колчак оставил в устье Енисея и в январе 1903 г. сделал доклад на экстренном заседании ИРГО. По спасению партии Толля был принят план Колчака: на вельботе, снятом с «Зари», на веслах дойти до острова Беннета. По льду вельбот предполагалось тащить волоком. Колчак назначен руководителем Спасательной экспедиции.
Личное мужество – вот основа почти безумного арктического путешествия. Более 40 суток на треснувших льдинах, в непросохшей одежде, без горячей пищи, при морозе -50, в кромешной тьме, ураганном ветре, спасатели торопились на Север. Дважды Александр Колчак тонул с головой в ледяной полынье. Отряд нашел стоянку Толля с инструментами и документами, но людей не было… Забрав ящики с образцами, Колчак вернулся на материк с не меньшими трудностями.
В 1906 г. за мужество и подвижническую деятельность Колчаку была вручена награда – орден Св. Владимира IV степени, а за его исследования в Арктике ученые России присудили ему высшую награду – Большую золотую Константиновскую медаль, которую до него получили трое: Н.А.Э. Норденшельд, Н.Д. Юргенс и И.Ф. Нансен. Колчак-Полярный – так стали называть Александра Васильевича коллеги и соратники.
Обработав исследования двух экспедиций, Колчак пришел к выводу, что берега Сибири, подводные хребты Ледовитого океана содержат 90% редких природных запасов минералов в мире, а также изучил движение, толщину, плотность, образование «пакового льда», будто знал, что это пригодится для защиты России. «Паковые льды» для подводных ракетодромов и крейсеров с баллистическими ракетами и шахтами стали в XX в. неуязвимы от систем обнаружения. Ледовым щитом прикрыта Россия с севера и в этом заслуга тех, кто первым пришел в 1901-1903 гг. на шхуне «Заря». Колчак был первым, кто открыл удивительное явление – Великую Сибирскую полынью в Ледовитом океане (до 3 тыс. км) для свободного судоходства даже при температуре -50.
С большим знанием дела Колчак создал монографию «Лед Карского и Сибирского морей». Глава труда «Арктический пак и полыньи» были переизданы в США в сборнике «Проблемы полярных исследований» вместе с такими именами, как Ф. Нансен, У. Нобиле, Д. Моусон. В России на 70 лет было предано забвению имя талантливого исследователя, его труды подверглись мародерству: научные данные, полученные Колчаком, выдавались советскими учеными за собственные, а имя его вымарывалось всюду цензурой.
Мы начинаем жить в той России, когда стало возможным оценить действия человека, стремившегося туда, где труднее и опаснее, и восстановить имя и заслуженную славу А.В. Колчака. После 12-летних требований военной и научной общественности и по настоянию депутатов Таймырского национального округа Государственная Дума России в 2005 г. своим Решением вернула острову в Карском море его историческое название – о. Колчака.
И, как сказано в Евангелие, «…униженные да возвысятся». (Мф. 23. 12)