Наряду с другими элементами, оставившими пределы своей Родины после водворения власти большевиков, оказались, весьма естественно, и казаки. Как известно, вместе с ген. Врангелем прибыло в Европу не меньше 40000 казаков войска Дона, Терека и Кубани. На Дальнем Востоке очутились казаки всех войск: Сибирского, Уральского, Оренбургского, Семиречинского и даже Донского, не говоря уже о казаках войск: Енисейского, Иркутского, Забайкальского и Амурского.

До конца 1922 года казаков Шанхая было немного, они насчитывались единицами, но с падением Владивостокского антибольшевитского правительства, с прибытием флотилии адмирала Старка в Шанхай, и особенно Дальневосточной Казачьей Группы генерал-лейтенанта Ф.Л. Глебова, общее количество казаков эмигрантов сильно увеличилось. Корме того постепенно прибывали казаки разных войск из Харбина, ставшего своего рода проходным пунктом русской эмиграции в далекие края.

Часть казаков эмигрировала в Австралию, часть в Канаду и Америку, но большинство обосновалось в пределах К.В.Ж.Д. и сотни казаков засели в Шанхае.

1923, 1924, 1925 годы как для всех русских эмигрантов, так и в частности для казаков были тяжкими годами внедрения в местную почву. Без знания языка, без особых профессиональных навыков казаки тяжело переживали этот период безработицы и жуткой борьбы за существование.

Весьма естественно возник вопрос об объединении всех казаков, живущих в Шанхае, в одно целое, в одну семью.

За проведение этой идеи энергично взялись: казак Семиреченского казачьего войска присяжный поверенный И.Н. Шендриков и войсковой старшина Сибирского казачьего войска полковник А.Е. Грызов, которые организовали “КАЗАЧИЙ СОЮЗ В ШАНХАЕ”.

Этими организаторами были привлечены в качестве учредителей: генерал-лейтенант войска Донского М.И. АФАНАСЬЕВ, генерал-майор Иркутского казачьего войска П.П. ОГЛОБЛИН, генерал-майор Оренбургского казачьего войска В.А. БОРОДИН, статский советник Забайкальского казачьего войска А.В. КАТАНАЕВ и есаул Амурского казачьего войска В.В. САРАЕВ.

12 апреля 1925 года общим собранием учредителей был принят устав Казачьего Союза в Шанхае, а 29-го ноября того же года он был утвержден общим собранием членов Союза.

В первое правление Казачьего Союза были избраны: председателем И.Н. ШЕНДРИКОВ, заместителем

генерал-майор В.А. БОРОДИН, секретарем полковник А.Г. ГРЫЗОВ, членами: Н.К. СЕРЕЖНИКОВ, генерал-лейтенант М.И. АФАНАСЬЕВ, старший советник Г.Я. СЕЛИВАНОВ и Н.П. ДЕРЕВСКОВ.

В период деятельности означенного состава правления Казачьего Союза особенно сильно шла работа по объединению всех казаков в одну семью. Союз в этом успел и скоро сначала организовал, а потом подчинил своей дисциплине 10 казачьих станиц: Амурскую, Уссурийскую, Забайкальскую, Иркутскую, Сибирскую, Семиреченскую, Уральскую, Донскую, Кубанскую и Енисейскую с общим количеством около 700 человек.

Кроме того, Казачий Союз развил интенсивную работу прежде всего по устройству казаков на службу и правлению Союза во главе с председателем И.Н. Шендриковым удалось блестяще справиться со своей задачей. Казачий Союз принял активное участие в выборах членов Французского Муниципалитета и русские эмигранты, проживающие на Французской Концессии, имеющие избирательные права, голосовали за кандидатуру большого благожелателя русских, ныне покойного, адвоката Дю Пак Де Мрасули, получившего небывалое в анналах Французского Муниципалитета большинство на выборах.

Казачий Союз организовал 10-го марта 1926 года, отныне исторический, Казачий бал, сделавший казачье имя в Шанхае популярным как среди русских, так и иностранцев. Сбор превысил 7 000 долларов.

Первым правлением Казачьего Союза были организованы шоферские курсы и курсы английского языка для казаков.

Казаки показали себя с лучшей стороны во время всякого рода шанхайских беспорядков.

Они вошли в составе Дальневосточной Казачьей группы в русский отряд при волонтерском корпусе Международного Муниципалитета в 1927 году, когда организация этого отряда была поручена начальнику названной группы генералу Ф.Л. ГЛЕБОВУ.

Шанхайский Скаковой Клуб оценил по достоинству работу Казачьего Союза и ежегодно отпускал на благотворительную деятельность Союза 1 000 долларов.

В такой трудной работе дело прошло до 1929 года, когда стало можно облегченно вздохнуть, закончив организационный период.

Тогда же состоялось переизбрание правления Союза. И.Н. Шендриков ушел не только из состава правления, но и из Союза. На пост председателя стал полковник Бологов, также энергичный человек, который бессменно занимал этот пост почти до конца 1934 года. Секретарем был избран поручик Почекунин.

При этом правлении жизнь Союза окончательно вошла в колею. Бюджет выравнивался. Членские взносы увеличивались.

Был открыт Казачьим Союзом Дом (клуб), который за все время существования сослужил большую службу Союзу, как, с одной стороны, административный центр, так, с другой стороны, культурно-просветительный очаг местного казачества.

В клубе стали устраиваться чтения, лекции, доклады, спектакли, концерты, танцевальные вечера и т.д. Для казачат, здесь, была устроена школа. Появилась маленькая библиотека, кинематограф, радио и пр. В летнее время организовывалась детская площадка и стрельбище.

Само помещение Союза украсилось, привлекая частных посетителей.

Действительно, в Казачьем Доме создан теперь уют. В общем зале на стенах развешаны хорошие военные картины, портреты, флаги, древнее оружие и прочие военные украшения.

Появилась оживленная публика. Играет радио. Устраиваются дружеские и деловые банкеты и т.д.

Общеэмигрантской жизнью Казачий Союз никогда не пренебрегает. Правда, он не подчиняется в должной мере существующим главным русским эмигрантским организациям, но наравне с другими, и даже сообща, ведет национальную работу, выступая во всех больших случаях в унисон со всеми. К нему, нужно сказать, общественность прислушивается, так как в рядах его сейчас около тысячи человек объединенных членов-казаков. Не редки поэтому посторонние эмигрантские собрания в Казачьем Доме.

Отводя много времени и средств на дела культурные, Союз неослабимо борется за материальное благополучие своих членов. Безработных в Союзе теперь мало, а кто и есть, так те пользуются поддержкой кассы своего Союза.

В сентябре месяце прошлого года отказался по болезни от поста председателя полковник Бологов.

Вместо него теперь возглавляет Союз полковник Д.В. Кочнев при секретаре Л.Е. Барабанове.

Новый состав правления Казачьего Союза достойно продолжает дело своих предшественников. В нынешнем году он также успешно провел годовой бал, а на праздниках Р. Христова почти ежедневно устраивал для взрослых и особенно для детей много культурных развлечений.

Темп работы, принятый новым правлениям, безусловно гарантирует дальнейший успех мероприятиям казачьего объединения.


Федор Львович Глебов.- генерал-лейтенант, войсковой Атаман Сибирского Казачьего Войска, в Шанхае с 1923 г..

Войсковой Атаман Сибирского Казачьего Войска. (Участник Великой войны, на каковую выступил в июле 1914 г. в звании старшего урядника. Кавалер Знака Отличия Военного Ордена I-ой ст. Войну заканчивал в офицерских чинах, будучи произведен за боевые отличия).

Участник Белого движения в Сибири с самого его возникновения. Службу в Русск. армии закончил в чине ген.-лейтенанта, на посту командующего Дальневосточной казачьей группой Войск, с какого ушел за границу и прибыл в Шанхай в 1923 г., на памятных всем кораблях “Монгугай”, “Защитник” и “Охотск”. Означенную группу сохранил здесь воинской организацией до 1927 г.

21 янв. 1927 г. в тревожные для Шанхая дни по поручению Шанхайского Муниципального Совета организовал Русский Волонтерский Отряд Шанхайского корпуса, ныне переименованный в полк.

В последние дни января 1932 г. по поручению ген. консула Франции, сформировал в трехдневный срок Русский Волонтерский Отряд.

Член Совета Русской Национальной Общины Председатель церк. – приходского Совета и ктитор Св. Николаевской военно – прих. церкви.

Инициатор и создатель в Шанхае храма – памятника Императору Николаю II. Председатель Совета Русских Организаций г. Шанхая.


Михаил Иванович Афанасьев – генерал-лейтенант, военный юрист, в Шанхае с 1923 г.

Военный юрист. Окончил Алекс. Военно-юридическую Академию в 1912 г. Участник Великой войны и Белого движения на ДВ.

В Шанхае с 1923 г.

Секретарь б. Комитета Защиты Прав. Член – учредитель Казачьего Союза.

Первый председатель распорядительного к-та Офицерского Собрания и б. атаман Сводно-Донской Станицы.

Член Совета Русской Нац. Общины и председ. наст. ея правления. Б. член к-та Благотворит. Об-ва. Член б. Деловой комиссии по созданию С.О.Р.О. и наст. его управляющий делами. Член Церковно-приход. Совета Св. Николаевской церкви.


Степан Никифорович Шендриков.- врач. Великую войну провел в Туркестане. В Шанхай прибыл в 1920 г.

Врач. (Окончил естественный факультет Инп. СПБ. Университета в 1909 г. и медицинский факультет в Московском университете 1913 г. Великую войну провел в Туркестане).

В 1917 г. избирается членом Всерос. Учредительного Собрания от казаков и киргиз Семиреченской области.

В период борьбы с большевиками в Сибири принимает участие во всех совещаниях Сиб. Обл. Думы.

В Шанхай прибыл в 1920 г., где был связан работой с союзом Сиб. Маслодельных артелей.

В 1926 – 27 г. состоит секретарем Русского Благотворительного Об-ва

В 1932 г. избирается вице-председателем Совета Объединенных Русских Организаций, а в 1933 г. – председателем этого Совета.

Председатель Гимнастического Общества “Сокол”. Член многих спортивных клубов Шанхая.

от Керчелаева Нина Беслановна

Работает в музее им. В.К. Арсеньева с 1967 года, в отделе фондов - с 1978, на должность главного хранителя назначена в 1983 году. Профессия хранителя в музее им. В.К. Арсеньева неразрывно связана с сохранением культурного наследия Приморского края. Без хранителей немыслимо существование ни одного музея. Об этой специальности мало знают, так как люди приходят в музей и видят конечный результат работы музейных сотрудников в виде выставок и экспозиций.

Добавить комментарий

Войти через соцсети