«Эмалевый крестик в петлице
Зеленой тужурки сукно…
Какие прекрасные лица,
И как это было давно…»
Г. Иванов
В 2006 г. в Москву из Харбина был доставлен, а 13.01.07 г. перезахоронен в некрополе Донского монастыря рядом с могилами А.И. Деникина и И.А. Ильина прах генерал-лейтенанта В.О. Каппеля. Так, через 87 лет после смерти, вернулся на Родину один из непримиримых врагов Советской власти, активный участник Белого движения в Поволжье, Урале, Сибири – соратник адмирала А.В. Колчака.
Многие годы советского режима имя В.О. Каппеля и других военачальников подвергалось клевете и откровенной лжи… Ныне приоткрыты архивы ФСБ. На основании этих документов в 2003 г. в серии «Белые воины» вышел очередной том материалов под названием «Каппель и каппелевцы». Документы вызывают интерес, уважение, гордость за тех, кто добровольно избрал путь борьбы с большевиками…
Владимир Оскарович Каппель родился в 1883 г. в г. Белев Тульской области, в семье потомственных военных, закончил Николаевское кавалерийское училище, был участником I Мировой войны, где получил награды: Орден Св. Владимира 4-й ст., Св. Анны 2-й и 4-й ст. и Св. Станислава 2-й ст. с мечами. Будучи убежденным монархистом, Каппель тяжело воспринял отречение царя, не принял Временное правительство и большевиков, заключивших предательский «мирный» договор с немцами и разогнавших Учредительное собрание.
И уже в Самаре он согласился возглавить добровольное движение, сказав: «Раз нет желающих, то временно, пока не найдутся старшие, разрешите повести части против большевиков». Его первыми успехами были взятие Самары, а также захват его отрядами золотого запаса России в Казани в августе 1918 г. Обеспокоенные вожди большевиков объявили награду в 50 тыс. руб. за голову Каппеля.
Осенью 1918 г. Каппель полностью поддержал провозглашение адмирала А.В. Колчака Верховным Правителем России и был до конца ему верен при взаимном уважении.
Генерал Каппель! Это имя вызывало уважение и у белых, и у красных. Крайне опасный, непредсказуемый враг большевиков, наносящий удары в самых неожиданных и чувствительных местах и всегда уходящий из-под ответных ударов – таким он остался в памяти тех, кто сражался против него. Интересно отметить, что Каппель, стремясь выиграть у врага войну, отпускал на свободу рядовых, пленных красноармейцев, считая, что гражданская война требует не только истребления противника, но и психологического воздействия. Отпущенные могли стать полезными свидетелями того, что «белые» борются не с народом, а с коммунистами.
Осенью 1919 г. Белая армия под натиском Красной армии начала отступление на Восток, в Сибирь. При этом части Каппеля постоянно ведут арьергардные, труднейшие бои с лучшими формированиями красных отрядов и партизанами. Большевики предложили Каппелю переговоры о его сдаче, но в ответ последовало: «С предателями Родины я не желаю разговаривать».
Отступая и спеша на выручку арестованному Колчаку, Каппель вместе с конем провалился под лед. После мучительной ампутации отмороженных ног В.О. Каппель скончался на ст. Утай в январе 1920 г. Большевики опередили его и, согласно личному распоряжению Ленина, спешно расстреляли Верховного Правителя А.В. Колчака 7 февраля 1920 г.
Разрозненные отряды Белой армии, обогнув с севера Иркутск, вышли к о. Байкал. На санях в общей колонне везли гроб с телом Каппеля. Начался последний и самый страшный отрезок одиссеи колчаковских войск: в полной безнадежности, измученные, обмерзшие, они преодолевали ледяные торосы, ища путь дальше. Лошади пали. Отчаяние вынудило принять решение затопить гроб с телом Каппеля в широкой трещине, обвязав его для груза ненужными винтовками.
И все же, боясь потерять символ своего единения, будучи верными памяти своего вождя, потянули гроб дальше. До Читы дошла только пятая часть армии.
Первоначально прах О.В. Каппеля был погребен в г. Чите, но осенью 1920 г. под напором красных партизан белые отступили в г. Харбин, куда и был перевезен гроб с последующим захоронением на погосте Иверской церкви. Позже, на последние средства однополчан Каппеля, на его могиле был установлен памятник, холмик из диких камней, с простой надписью: «Генерального штаба генерал-лейтенант О.В. Каппель».
В 1946 г. солдаты Советской армии, вошедшие в Китай, обнаружили эту могилу, окружили ее в молчании… и не тронули. А в 1955 г. по приказу из Москвы памятник взорвали.
Но времена меняются. Деяния таких личностей как В.О. Каппель, А.В. Колчак, А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов стали поводом для создания организации по поиску в Харбине могилы Каппеля и возвращению его останков на русскую землю под руководством мецената А. Аликаева. Власти отнеслись к этой идее равнодушно. Три года пришлось обивать пороги, чтобы уладить формальности и получить разрешение. В декабре 2006 г. в Харбин прибыл А. Алекаев, протоиерей Д. Смирнов, режиссер 1-го телеканала А. Кириенко и эксперт-специалист, участвовавший в идентификации Царской Семьи – С. Никитин. Русских в Харбине практически не осталось, Иверская церковь и храмовая территория в запустении – казалось, никто не сможет помочь в поисках. К счастью, нашелся русский, родившийся в Харбине – Н.Н. Заика, ныне проживающий в Австралии, который и представил рукописный план старых эмигрантов с указанием места захоронения. Сомнения терзали всех. Но! На трехметровой глубине был обнаружен цинковый гроб, а в нем – гроб из кедра. При открытии его эксперт Никитин подтвердил (учитывая погоны, ордена, признаки ампутации и др.), что прах В.О. Каппеля найден!
Встал вопрос о перезахоронении на Родине. Читинские коммунисты сразу же пригрозили беспорядками и протестами, если Каппель будет похоронен в Чите. Участники экспедиции обратились за помощью к Патриарху Алексию II, который со слезами на глазах благословил похороны генерала Каппеля в Москве. Поезд с останками имел право всего на 4 остановки в пути. О движении поезда знали только по слухам, но по свидетельству сопровождающих, к поезду шли русские люди поклониться и почтить память белого генерала, возвращающегося на Родину. К насыпи проходящего поезда несли цветы, стояли с хоругвями, со знаменами и молились…
В Донском монастыре в искренней молитве все благодарили Бога за то, что еще один верный сын России обрел покой в русской земле. После панихиды вдруг к гробу подошел мужчина, представившийся внуком генерала Каппеля – Б.К. Строльман, чрезвычайно похожий на деда. От него теперь известно, что жена генерала, Ольга Сергеевна, была репрессирована и по приказу Ф. Дзержинского сменила себе и детям фамилию – по своему отцу Строльман. В 1946 г. дети видели полученную тайком фотографию памятника отца в Харбине, которую при них и сожгли.
Ныне на могиле О.В. Каппеля в Москве установлена копия харбинского памятника, поставленного его соратниками, которым он перед смертью сказал: «Я любил Россию, я любил вас… и своей смертью доказал это…»