Важный вопрос, который касается всех жителей Приморья и наших гостей, – это наш Покровский парк, а вернее, его историческое наследие. Не все знают, что в Покровском парке покоится прах около 100 тысяч наших граждан, захороненных на территории бывшего Покровского кладбища в период с 70-х годов XIX века по 1924 год. Среди них – большая часть первооткрывателей Владивостока, все первые лица, даже внучатый племянник Пушкина, и многие другие! Важно увековечить их память, благоустроить парк и всем знать о нашей истории, тем более что парк носит статус мемориального. В канун Нового года общественные организации, историки, епархия – все за одним столом занимались разработкой идеи будущего исторического мемориала. Предлагаем принять участие в обсуждении этой темы. Свои предложения присылайте к нам в редакцию по электронной почте: bazar454070@yandex.ru.
Список захороненных, согласно выпискам из метрических книг и газетным публикациям (умерших с 1884 по 1922 гг.). На сегодня известны имена и даты ~800 человек.
Постановление главы администрации г. Владивостока от 31 января 1995 года «О предоставлении Православному приходу Покрова Божией Матери Владивостокской епархии Русской Православной Церкви г. Владивостока земельного участка территории Покровского парка»
13 декабря 2017 г. в здании Общества изучения Амурского края состоялась встреча общественности г. Владивостока с В.В. Николаевым и активистами возглавляемого им фонда ВВН. Тема встречи – приглашение от инициативной группы к совместной работе по сохранению Покровского парка и его превращения в мемориальный.
Сергей Витальевич Иванов, участник инициативной группы по сохранению мемориального Покровского парка
У Покровского парка можно выделить четыре основных проблемы:
1. Необходимость его реконструкции и превращения в мемориальный. По нашему мнению, это может быть возведение нескольких исторических мемориалов на месте значимых братских захоронений, памятных камней на примерных местах захоронений самых известных наших горожан, различных информационных стендов и т.д. И чтобы все это было выполнено в единой архитектурно- исторической концепции. Причем, в каком виде, вопрос открытый. Но уже сейчас понятно, что это не должны быть памятники в виде могильных плит и оградок. А сам парк, безусловно, должен остаться местом отдыха горожан.
Вот далеко не полный список тех людей, которыми мы можем гордиться: Владимир Берлинский и Василий Бойсман – герои Русско-японской войны, Яков Семенов – первый гражданский житель Владивостока, Михаил Федоров – первый городской голова, Василий Попов – первый настоятель Покровского собора, Николай Соллогуб – первый издатель городской газеты, Борис Перлин – первый главврач горбольницы, Михаил Шевелев – основатель первого морского пароходства, Михаил Суворов – меценат, один из крупнейших строительных подрядчиков. И здесь можно пригласить к участию в работе руководителей из самых разных структур (государственных, общественных, образовательных, коммерческих и др. учреждений) для восстановления памяти своих предков. Начать можно с мэрии и городской Думы.
А еще братское захоронение революционеров, расстрелянных во время демонстрации 1906 г. братское захоронение красногвардейцев, погибших во время белочешского мятежа 1918 г. … Кроме того, уже сейчас необходимо установить достойный памятник перезахороненным у стены храма И. Кронштадского, останки которых были извлечены из земли во время строительства нового Покровского собора. Ведь это было сделано уже в наше время.
Повторяем: это не означает превратить парк снова в кладбище, но достойное и тактичное оформление мест захоронений хотя бы частично восстановит историческую и человеческую справедливость.
На прежней территории сначала городского, а потом Покровского кладбища были захоронены представители девяти религиозных конфессий, большинство из которых активно работают и в наши дни. Прямой наш долг – пригласить их к сотрудничеству и таким образом восстановить память об их единоверцах, прах которых до сих пор лежит в земле Покровского парка и окружающей его территории. Безусловно, это работа не одного дня и не одного года.
2. Состояние зеленых насаждений. Новых посадок почти не делается, старые деревья и кусты гибнут. Нижняя часть парка заболочена, и, кроме сорняков, там ничего не растет. Нет договоров ни с Ботаническим садом, ни с Зеленхозом по обслуживанию парка. Епархия своими силами не справляется. Субботники хоть и проводятся, но позволяют только поддерживать чистоту. Совсем нет ландшафтных композиций, хотя это центральный парк города.
3. Вопросы коммуникаций. Через территорию парка под землей проведены водная магистраль и канализационный коллектор, который отводит стоки и ливневые воды из микрорайона над Партизанским проспектом. Эти системы не были рассчитаны на фактические объемы застройки и, кроме того, находятся в аварийном состоянии. Протечки бегут через территорию парка (а значит, и по могилам), заболачивают его нижнюю часть и в случае сильных осадков могут привести к обрушению подпорной стены на Океанский проспект, вместе с останками людей. Имеется подробная записка Водоканала об этой ситуации.
4. Незаконная застройка. На территории парка построено капитальное сооружение салона красоты «Опиум». Со стороны Московской улицы устроены три автостоянки. Тоже на могилах.
Очень важно разработать комплексный рабочий проект развития парка, утвержденный соответствующими инстанциями и предусматривающий финансирование перечисленных работ и мероприятий.
Народ без истории, что дерево без корней. У Владивостока есть очень достойная история. Нужно только ее не забывать и передавать потомкам.
Отец Александр, настоятель прихода храма Покрова Божьей Матери
Нельзя сказать, что мы забыли о горожанах, похороненных на бывшем Покровском кладбище. Мы их поминаем в своих молитвах за упокой усопших, и таким образом память о них живет в наших душах. Но у парка действительно много проблем, и их надо решать. Вопросы исторической памяти – главные, и надо всем миром думать, как это сделать наиболее тактично и с учетом мнения самих горожан. Кроме этого, во многих местах разрушена ограда парка, нет мест общественного пользования, что особенно остро проявляется в дни массового скопления людей. Ничего не можем поделать с самозахватом территорий парка. Нет полной ясности с юридической принадлежностью земли. Мы по возможности наводим порядок и убираем упавшие деревья, но сил и средств для решения серьезных вопросов у епархии не хватает.
После возведения собора мы не оставляем без внимания ни Покровский храм, ни территорию парка. Именно силами наших волонтеров здесь проводится большинство субботников. Большинство перечисленных проблем нужно решать, и мы готовы такую работу поддержать. Каким образом – будет ясно позднее, но уже сейчас многое можно предложить. Во-первых, необходимо провести широкомасштабный, если можно так выразиться, «ликбез» среди населения города и особенно молодежи. Для этого нужно задействовать все возможные каналы информации: радио, телевидение, печатные СМИ, интернет, лекции, общественные слушания и т.п. И мы готовы подключить свои ресурсы. Без осознания значимости проблемы трудно убедить людей в необходимости ее решения.
Как выразить историческую концепцию развития парка? Это могут быть, как предлагают, какие-то отдельные памятные объекты, может быть центральный мемориальный комплекс и множество других вариантов. Поэтому главное на первом этапе – эскизный проект развития парка, включающий вопросы юридического статуса парка, принадлежности земель, документов топосъемки, договоров аренды и т.д. И, естественно, вариант (или несколько) планировки расположения мемориальных объектов с общей концепцией реставрации парка как мемориального. Такой документ может быть предметом обсуждения. Его можно отправлять городским властям и в случае волокиты требовать их ответа в положенные сроки. Здесь у нас большой опыт, и мы тоже можем помочь. В ближайшее время нашему архитектору будет поручено заняться вопросом разработки эскизного проекта, а если отец Александр подключит архитектора епархии, можно сформировать рабочую группу по созданию эскизного, а в дальнейшем и рабочего проектов.
Неплохо бы возродить хорошую традицию «шефства» над парком со стороны школ или студенчества, что будет для них дополнительной возможностью изучения истории города, в котором они живут.
Представители различных направлений работы фонда ВВН высказали свои мнения в поддержку сказанного и выразили свое желание работать над воссозданием Покровского мемориального парка.
МЫ ЖИВЕМ, ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ
«Это огромный, таинственный, сложный и целостный мир, который живет своей медленной, внешне неподвижной, но тем не менее действительной жизнью. И любое внедрение в этот мир порождает множество проблем различных взаимосвязанных уровней его существования: религиозных, мистических, нравственных, культурных, исторических, материальных, финансовых, административных и других». Эти строки взяты из исторического очерка Н.Г. Мизь «Покровский некрополь Владивостока», публикацию которого мы начали в декабре 2015 года (см. «КД» №194/12). Главная задача – это восстановить историческую и нравственную значимость Покровского кладбища, несмотря на многие годы «культурного забвения».
Нелли Григорьевна Мизь, краевед, почетный гражданин г. Владивостока
Во все века и у всех народов места захоронения предков были особо почитаемыми и охраняемыми! Непререкаемой была позиция необходимости сохранения всех могил, в том числе и непосещаемых. Особое значение придавалось кладбищенским церквам, свой смысл имели прогулки по кладбищу. Поминальные обряды на могилах носили общенародный характер в дни особого поминовения усопших (Радоница, Суббота Троицкая, Суббота Димитриевская и др.).
Воинствующий атеизм стал, по-видимому, одной из главных причин варварского отношения к кладбищам. Бюрократическое хозяйствование обездушило и обезличило похороны, сделало убогим похоронный ритуал. Сложившаяся в 30-50-е годы практика перенесения захоронений – одно из проявлений общего падения культуры, варварское нарушение связей с историческим и культурным прошлым.
Вот что писал протоиерей Александр Талько о Покровском парке: «История Покровского кладбища г. Владивостока вместила в себя всю метаморфозу души русского человека за последнее столетие: от высот святости до безграничного падения в бездну святотатства. Без осознания последнего невозможно возвращение к первому. Без видения реального состояния настоящего невозможно лучшее будущее. Выражаю надежду, что издание этих материалов поможет нашему прозрению и осознанию глубины нашего нравственного падения. Возможность достижения лучшего будущего, очевидно, связана с исправлением нашего отношения к памяти и могилам наших предков. Достойным свидетельством такого исправления может и должно стать восстановление Покровского храма и кладбища как памятника-святыни. Очень хочется, чтобы те, кто будет приезжать в наш город, узнавали в нас, через наше Покровское кладбище, людей, помнящих свое родство, свои корни. И чтобы происшедшее не могло повториться никогда».
Покровское кладбище – ЦПКиО – Покровский мемориальный парк
Местом захоронения Покровское кладбище стало, по-видимому, в 70-е годы позапрошлого столетия, когда в силу объективных причин было закрыто первое кладбище города, располагавшееся на берегу бухты Золотой Рог, рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы. Современный сквер между памятниками Г.И. Невельскому и Морякам торгового флота – это бывшее первое кладбище поста Владивосток. И если местоположение его было определено в основном стихийно, то формирование Покровского диктовалось градостроительной политикой молодого города-порта.
Прямоугольная сеть улиц этого плана четко прослеживается в сохранившемся старом центре Владивостока: Фокина (Пекинская), Семеновская, Фонтанная, Пологая, прапорщика Комарова, Уткинская (Последняя). Эти улицы как бы «нанизаны» на Океанский проспект (Китайская улица). К сожалению, позднейшие, часто мало или совсем не оправданные переименования разрушили топонимическую историчность.
Старое название улицы Уткинская – Последняя – определяло положение этой улицы. Она была последней в планировке уличной сети в этой части города в 70-е годы прошлого века; за нею поднимался малоудобный для застройки холм, покрытый лесом. Здесь, за Последней улицей, возникло кладбище. Вначале оно называлось просто городским и собственного имени не имело, а когда на склоне холма, обращенном к улице Китайской, началось строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы, кладбище стало называться Покровским.
Это имя носили также улица (ул. Октябрьская); площадь – сейчас это часть Океанского проспекта перед входом в парк; месторождение зеленого камня – диабаза, из которого выложена подпорная стенка и башенки у входа в парк.
Покровская церковь, построенная в 1902 году около городского кладбища, была вторым приходским храмом города. Идея ее строительства впервые была высказана священником Александром Муравьевым в отчете о состоянии благочиния за 1897 год. Он обратился к епископу Камчатской епархии Евсевию с просьбой об отчислении «какой-либо суммы (тысячи три) из средств комитета по устройству церквей в Приморском крае» и о разрешении начала сбора пожертвований на строительство будущего храма. Приезд епископа Евсевия во Владивосток в июле 1898 года во многом способствовал благоприятному решению вопроса. Благодаря его личному содействию городская Дума выделила из городского бюджета на постройку церкви десять тысяч рублей.
15 ноября 1898 года на заседании церковно-приходского попечительства был избран строительный комитет по сооружению новой церкви. Председателем комитета стал настоятель Успенского собора протоиерей А. Муравьев, а в члены комитета были избраны именитые жители Владивостока: В.П. Бабиннев, К.Н. Шулынгин, Д.А. Кочетков, П.М. Пономарев, К.Ф. Ильницкий, М.К. Федоров, М.И. Суворов, А.В. Суханов, М.С. Манаев, М.И. Покровский. Комитет приступил к работе незамедлительно. 2 января 1899 года была обследована местность на склоне горы, вблизи кладбища, в конце Китайской улицы, и члены комитета нашли ее вполне подходящей для строительства. Поэтому на заседании комитета было решено просить городскую Думу об отводе участка земли под строительство церкви и необходимых дополнительных помещений на выбранном участке площадью: 40 саженей (около 85 м) вдоль улицы Китайской и к востоку от Китайской улицы – 50 саженей (около 106 м), – всего две тысячи квадратных саженей. Постановлением Думы от сентября 1899 года просимый участок был отведен под строительство храма.
Сооружение церкви началось в 1900 году, торжественная закладка состоялась 3 мая. Строилась она бригадой китайских строителей под руководством Хэ-Ю-Шена, который имел большой опыт подобных работ. Епископ Евсевий предложил «строить новый храм по плану кладбищенской в г. Благовещенске церкви… во имя Покрова Божией Матери». Постоянное наблюдение за строительством вели епископ Евсевий, заведующий постройкой церквей в Южно-Уссурийском крае священник М. Кассельман, церковный староста Успенского Собора В.О. Жариков, имеющий большой опыт организации и ведения строительных работ. 29 сентября 1902 года построенный храм был торжественно освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ритуал освящения совершил епископ Евсевий. На торжествах присутствовали представители администрации города и области, именитые горожане: М.И. Суворов, А.В. Суханов, директор Восточного института, известный ученый-востоковед Д.М. Позднеев.
Пятиглавый Покровский храм был рассчитан на семьсот человек, но по праздникам вмещал тысячу верующих. Благодаря высокому центральному куполу и большому количеству окон, в храме было много света и воздуха. Просторной и светлой была алтарная часть храма. Церковь имела три входа, с западной стороны – вход на колокольню. В начале 1904 года в храме устанавливается позолоченный иконостас, появляются иконы хорошей работы, колокола. Временные деревянные кресты на куполах заменяются железными с позолотой.
Из остатков строительных материалов по благословению епископа Евсевия при церкви была построена школа для детей Корейской слободы. Церковно-приходская школа была освящена 5 ноября 1902 года. Заведовал школой священник Покровской церкви Василий Попов; кроме него в школе работали два учителя. В ней обучалось около 30 корейских мальчиков и девочек и несколько детей из русских семей. Каменное здание школы находилось на перекрестке улиц Китайской и Покровской (ныне Океанский проспект и улица Октябрьская); сейчас на этом месте находится жилой дом и кафе-мороженое «Пингвин»…
Владивосток, февраль 2018