Foto: Portrett av Koren tatt under Belgica-ekspedisjonen.
Follo museum, MiA / Nasjonalbiblioteket

Johan Koren

Родился 04.10.1879 года (Фредрикстад, Норвегия). Дата смерти: 03.03.1919 года (возраст: 39 лет). Похоронен на Покровском кладбище во Владивостоке. Норвежский естествоиспытатель, исследователь приполярных регионов, зоолог-любитель, внесший значительный вклад в изучение Севера. Корен предложил и способствовал открытию торгового морского пути между Аляской и Колымой. В трудные для России годы он внес значительный вклад в обеспечение продовольствием Северо-Восточной Сибири.

Еще в детстве Йохан увлекся зоологией и решил стать зоологом и путешественником. В 1897-1899 годах возрасте 17 лет он (вместе с Амундсеном) принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Belgica». Экспедиция чуть не закончилась катастрофой – судно вмерзло в льды неподалеку от острова Петра I и в течение 13 месяцев дрейфовало в море Беллинсгаузена.

После экспедиции Корен работал егерем, а также собирал экспонаты для зоологических коллекций музеев в Финнмарке – самой северной области (фюльке) Норвегии, граничащей с Россией. Бывал он и на российской стороне границы – в Северной Финляндии, на Кольском полуострове, в 1902-1903 годах зимовал на Новой Земле в составе экспедиции Биркеланда по изучению северного сияния.

В 1906 году он опять участвовал в качестве зоолога в антарктической экспедиции, которая также закончилась неудачно. Корабль потерпел крушение около островов Крозе, но команде удалось спастись, через некоторое время их обнаружили и доставили в Австралию. Корен отказался от дальнейшего участия в полярной экспедиции, он уже тогда планировал экспедицию в Сибирь.

В 1908 году Йохан Корен вместе с еще одним норвежцем собирался через Камчатку добраться до Анадыря, но опять происходит беда – товарищ утонул, а самого Корена в последний момент спасли чукчи. Однако собранные материалы удалось сберечь, с ними он добрался до Нома на Аляске. В Америке находки путешественника вызвали интерес, и в последующие годы он продолжил исследовать северный берег Чукотского полуострова и побережье Берингова моря.
В 1911 году при поддержке научного сообщества Корен организовал большую экспедицию на Колыму. Шхуна экспедиции «Kittiwake» стала первым кораблем, прибывшим в Нижнеколымск. Этот поселок стал и оставался основной базой Корена до конца его жизни.

На обратном пути на Аляску в 1912 году Корена опять постигло несчастье – шхуна затонула, и он пешком пересек замерзший Берингов пролив, став первым европейцем, совершившим это. Однако большая часть материалов была спасена и через год доставлена в США. Находки произвели сенсацию – по ним было описано несколько новых видов животных и птиц. После этого Смитсоновский институт нанял Корена для участия в еще большей экспедиции, отправившейся в 1914 году.

Начавшаяся война, затем революция, внутренние разногласия привели к прекращению работ и возвращению членов экспедиции в Америку. Корен остался в поселке, поселившись у местной жительницы Евфимии Ребровой, трагически погибшей в 1940 г. «за связь с иностранцем». Иван Корин, как его здесь называли, продолжал собирать материалы, ему даже удавалось отправлять их в музеи США.

В феврале 1919 года Корен отправился во Владивосток и прибыл туда уже серьезно больным «испанкой». Скончался Йохан Корен 3 марта в американском госпитале Красного креста на острове Русский, похоронен на Покровском кладбище Владивостока.

Научное и гуманитарное наследие

Хотя Йохан Корен не был профессиональным зоологом и работал по заданиям музеев, он все же внес значительный вклад в изучение Северной Европы (Финнмарк, Кольский п-ов, Новая Земля) и Северо-Восточной Сибири, собрав значительные биологические, палеонтологические и этнологические коллекции.
Экспонаты Корена, зачастую даже без указания его имени, находятся в коллекциях множества музеев Европы и Америки. Кроме того, он описал 12 ранее неизвестных видов и подвидов птиц и мелких млекопитающих, обнаружил участки гнездовья некоторых видов птиц, в частности, большого песочника (Calidris tenuirostris) и кулика-лопатня (Eurynorhynchus pygmeus).

Корен предложил открыть торгового морского пути между Аляской и Колымой, более того – способствовал этому. В трудные для России годы он внес значительный вклад в обеспечение продовольствием Северо-Восточной Сибири.

Виктория Уточкина, по материалам сайта www.peoples.ru/science/zoology/johan_koren

Эрик Холм-Олсен, генеральный консул США во Владивостоке, так написал на сайте консульства в 2014 году:

«Когда этим летом я навестил в США моего отца, американца с норвежскими корнями, он подарил мне книгу о Йохане Корене, норвежском зоологе и полярном исследователе. Отец объяснил мне, что Корен был в родстве с моим норвежским дядей. В книге я прочитал о путешествиях, во время которых он пересек российский Дальний Восток, побывав в Якутске и Анадыре, важных городах нашего консульского округа, которые я недавно посетил, не зная, что член моей семьи побывал в тех же местах более 100 лет назад. Когда я заглянул в конец книги, чтобы узнать о том, что же стало с Йоханом Кореном, то узнал, что он был и во Владивостоке. Он поступил на работу в торговую компанию «Youroveta», где занимался доставкой гуманитарного груза в отдаленные районы Северо-Востока Сибири, а также принимал участие в основании факторий. Во время одной такой поездки он заболел и был доставлен в госпиталь Американского Красного Креста на острове Русский. По всей видимости, его сгубила испанка, болезнь, которая убила миллионы людей по всему миру в начале прошлого века. Он был похоронен на кладбище при старом Покровском храме, который позже, в 1930-е годы, был уничтожен, как и многие другие русские церкви. Известный своими деяниями во время жизни, Йохан Корен, к сожалению, был практически забыт после смерти…».


История Покровского парка

Регулярные опросы наших читателей показывают устойчивый интерес к истории Покровского парка – бывшего Покровского кладбища. С наиболее известными гражданами Владивостока, похороненными на нем, мы уже успели познакомить наших бизнесменов в целом ряде публикаций. Коротко об истории разрушения храма и строительстве Парка культуры и отдыха мы уже рассказывали (см. статью Н.Г. Мизь «Мы живем, под собою не чуя страны», КД №217, февраль – 218, март в 2018 г.). Люди, по-видимому, начинают осознавать, что строить танцплощадки на месте кладбища и воздвигать памятник Ленину на фундаменте варварски разрушенного православного собора было не совсем правильной идеей. Теперь, благодаря книге Н.Г. Мизь, мы знаем об этом гораздо больше.

Нелли Григорьевна Мизь
История Покровской церкви
Продолжение, начало в «КД» №217, февраль 2018

Вместо кладбища – Парк культуры. В тридцатые годы, когда разрабатывался архитектором Е.А. Васильевым первый генеральный план Владивостока, частью его стал городской парк культуры и отдыха. Краткая характеристика парка была представлена на первой экспертизе генплана в 1938 году:

«Городской парк культуры и отдыха располагается в Куперовской пади и включает территорию бывшего Покровского кладбища, ныне осваиваемую как первую очередь парка. Из нижней части парка намечается выход к пляжам на берегу Амурского залива через аркаду под полотном железной дороги, проходящей здесь в данное время высокой насыпью. Территория парка культуры и отдыха непосредственно связана с сопочной зеленой грядой, идущей по городскому перевалу и служащей защитой города от северных ветров. Общая территория парка 75 га».

План создания парка был претворен в жизнь лишь частично: из проектируемой территории в 75 га парковой зоной стали лишь 9 га. Это был в основном православный участок Покровского кладбища.

В марте 1934 года Президиум горсовета принял постановление о сооружении парка культуры и отдыха, но еще раньше началась уборка памятников, оградок, крестов с бывшего Покровского кладбища, при этом перенос могил не производился.

В феврале 1930 г. на заседании Президиума Владивостокского горсовета был заслушан доклад завкомхоза «Об уборке с Покровского кладбища всех находящихся на нем надгробных сооружений» (протокол №6). После обсуждения доклада было принято решение:

«Предложить через официальное объявление в газете «Красное Знамя» всем родственникам погребенных на кладбище убрать с могил и вообще с территории кладбища сооружения (памятники, кресты, ограды, плиты и проч.) в месячный срок. В случае невыполнения означенного предложения, в указный месячный срок, все оставленное на кладбище имущество должно перейти в собственность и распоряжение Горкомхоза».

Парк был официально открыт в мае 1936 года, но работы по его благоустройству продолжились. В разные периоды строительных работ в парке обнаруживались захоронения. Отношения к ним, по свидетельству документов и публикаций, было равнодушным и не соответствующим традиционной для России христианской морали. Останки, обнаруженные при ведении земляных работ, чаще всего вывозили на свалки или засыпали хлорной известью. Об одном из таких случаев свидетельствует комплект документов Государственного архива Приморского края.

Вот телефонограмма от Госсанинспекции города, от 17.01.1937 г., имеющая гриф «Весьма срочно» и адресованная председателю Горсовета:

«Предлагается немедленно прекратить работы по прокладке водопроводной трассы через Парк культуры – бывшее кладбище. По существующему законоположению нарушение земельного покрова закрытого кладбища, с целью устройства различных сооружений может быть допущено не ранее чем через 20-летний срок закрытия. Проводимые Вами работы с Госсанинспекцией не согласованы и проводятся с нарушением всякой законности. О прекращении работ немедленно уведомите».

Через 10 дней после получения этой телефонограммы состоялось заседание Городского научно-инженерно-технического общества водоснабжения и санитарной техники. Первым на заседании обсуждался вопрос прокладки водопроводной сети через Покровское кладбище. Выступившая на заседании ст. госсанинспектор города Баева сообщила:

«Госсанинспекция узнала о проведении водопроводной трассы через кладбище от редакции газеты «Тихоокеанская звезда». Выехала на место работ, где в это время в вырытых котлованах лежали изгнившие трупы и разрушенные гробы. Учитывая момент политического порядка и просмотрев законодательство о кладбищенском периоде, т. Баева дала распоряжение о приостановке работ и передала этот вопрос на Президиум горсовета. Существует обязательное законоположение от 1929 г., в котором говорится, что использование кладбищ со снятием земельной поверхности возможно только через 20-30 лет. Учитывая момент политического порядка, играющего в этом вопросе превалирующую роль, продолжать прокладку трассы через кладбище не следует».

Выступивший затем инженер Стоценко высказал суждение о необходимости и возможности продолжения работ по сооружению водопровода: «Никакого законодательства по этому вопросу при Советской власти не издано. Существовал древний закон 1892 г., по которому была выработана инструкция о пользовании кладбищами, называемая т. Баевой законоположением. В практике проводки водопроводной сети неизбежно столкновение с такими очагами, как свалки, кладбища, канализационные коллекторы. Проводка водопровода через эти очаги практикуется во многих городах СССР и за границей…». После обсуждения вопроса заседание приняло решение – водпровод прокладывать.

Во время строительных работ в парке и при сооружении аттракционов неоднократно разрушались могилы похороненных постоянных и временных жителей Владивостока разных вероисповеданий и национальностей. Нередко публиковались протесты владивостокцев, которые называли безнравственным явлением расположение увеселительных и развлекательных сооружений на бывших могилах. Журналист из Южно-Сахалинска Дмитрий Баринов, посетивший Владивосток в 1989 году, написал стихотворение с резким осуждением расположения парка на месте кладбища:

Молча плачет вечный камень,
Никнет мерзлая земля;
На горе большевиками
Храм разрушен Покрова.

Стынет кровь людская в жилах,
Взгляд в былое слишком прост:
Парк раскинут на могилах –
Стерт с лица земли погост.

Меж деревьев ветер свищет,
Ночь лежит как черный стяг,
Пляшет детство на кладбище –
На отеческих костях.

Страх ползет – как вор за ворот…
До чего же ты жесток.
Удивительнейший город –
Порт морской – Владивосток.

Нет глумлению прощенья.
Упилась безбожьем власть…
Предо мной невинной тенью
Церковь зримо поднялась.

Эти публикации, а также активная деятельность членов Общества изучения Амурского края способствовали тому, что 29 июня 1990 г. Владивостокский городской Совет народных депутатов принял решение №43, которое имело название: «О придании Центральному парку культуры и отдыха статуса мемориального».

Это решение было претворено в жизнь: перестала действовать танцевальная площадка, были убраны аттракционы: комната смеха, карусели, качели, колесо обозрения, киоски для продажи сладостей; бывший детский театр, некоторое время использовавшийся как тир, был передан православному приходу под церковь Св. Серафима Саровского. Так, в 90-е годы XX века, более чем через столетие после начала формирования Покровского городского кладбища, началась история Покровского мемориального парка.

Владивосток, декабрь 2018


Как благоустроить Покровский парк, носящий статус мемориального?

Список захороненных, согласно выпискам из метрических книг и газетным публикациям (умерших с 1884 по 1922 гг.). На сегодня известны имена и даты ~800 человек. Среди них – большая часть первооткрывателей Владивостока, все первые лица, даже внучатый племянник Пушкина, и многие другие! Важно увековечить их память, благоустроить парк и всем знать о нашей истории, тем более что парк носит статус мемориального. Постановление главы администрации г. Владивостока от 31 января 1995 года «О предоставлении Православному приходу Покрова Божией Матери Владивостокской епархии Русской Православной Церкви г. Владивостока земельного участка территории Покровского парка».

от Петренко Игорь Николаевич

С 1990 года специализируется в области допечатной подготовки (журналы, книги, фотоальбомы, календари). 1993-1998 - стажировка в A.T. Publishing & Printing Incorporation, USA. С 1998 г. по настоящее время является учредителем и главным редактором журнала «Клуб Директоров» (до 1 марта 2011 года - «Восточный Базар»). Отдельное направление - оцифровка архивов и книг Русского Зарубежья с последующим размещением их в электронном формате на специально созданном для этого ресурсе Uniting Generations. Основная цель проекта - дать вторую жизнь книгам (изданным Русской диаспорой за последние 100 лет), которые после оцифровки становятся доступными всем пользователям интернета на 150 языках.

Добавить комментарий

Войти через соцсети