К 100-летию Белого движения
В тяжелейших условиях сибирской зимы Белая армия совершила конно-пеший переход в 3000 верст от Омска до Читы
ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ЛЕДЯНОЙ ПОХОД
В прошлом году исполнилось 100 лет с начала Белого движения. И в эти холодные январские дни нельзя не вспомнить о беспримерном героизме участников Великого сибирского ледяного похода. Наверное, многие видели незабываемые кадры из к/ф «Адмирал» о тех событиях времен Гражданской войны. Давайте вспомним эту драматическую историю и проследим, как сложилась судьба Сергея Николаевича Войцеховского – генерала, которому было суждено возглавить белое дело после гибели Верховного правителя А.В. Колчака (7 февраля 1920) и генерал-лейтенанта В.О. Каппеля (26 января 1920).
С 12 декабря 1919 года, после оставления Новониколаевска, войска Каппеля с непрерывными боями отходили вдоль железной дороги, испытывая огромные лишения в условиях 50-градусного мороза и несмотря на это совершив беспримерный 3000-верстный путь от Омска до Забайкалья. За этот подвиг Верховный правитель Колчак собирался присвоить главнокомандующему белыми войсками в Сибири В.О. Каппелю звание полного генерала, но не успел. 15 января 1920 адмирал Колчак был выдан чехами эсеро-меньшевистскому Политцентру, захватившему Иркутск.
А чуть ранее, в начале января, под Красноярском в результате мятежа генерала Зиневича армия Каппеля была окружена. Однако после ожесточенных боев каппелевцы смогли обойти город и вырваться из окружения. Дальнейший путь проходил по руслу реки Кан. Этот участок пути оказался одним из самых тяжелых – во многих местах лед реки подтаивал из-за незамерзающих горячих источников, что давало многочисленные полыньи в условиях почти 35-градусного мороза. Во время перехода Каппель, ведший своего коня, как и все остальные всадники армии, в поводу, провалился в одну из таких полыней, однако никому об этом не сказал. Только через день в деревне Барга генерал был осмотрен врачом. Врач констатировал обморожение ступней обеих ног и начавшуюся из-за этого поднимающуюся гангрену. Была необходима ампутация, однако доктор не располагал ни необходимыми инструментами, ни медикаментами для проведения полноценной операции, в результате чего ампутация части левой ступни и пальцев правой была проведена простым ножом без анестезии.
Несмотря на перенесенную операцию, Каппель продолжал руководить войсками. Отказался он и от предложенного чехами места в санитарном поезде. В придачу к обморожению началось еще и воспаление легких. Однако Каппель ехал во главе своей армии даже тогда, когда мог держаться на лошади, лишь будучи привязанным к седлу.
21 января 1920 года Каппель, чувствуя свою неспособность дальше командовать армией из-за сильного ухудшения состояния здоровья, передал командование войсками генералу Сергею Николаевичу Войцеховскому, который вступил в должность только после его смерти. Ему же Каппель передал свое обручальное кольцо с просьбой передать его жене и один из своих Георгиевских крестов.
25 января, после смерти генерала Владимира Каппеля во время Великого сибирского ледяного похода, Войцеховский сменил его на посту главнокомандующего Восточным фронтом.
Войцеховский руководил наступлением белой армии на Иркутск с запада. 30 января нанес тяжелое поражение войскам красных на станции Зима под Иркутском и 1 февраля взял предместье города Черемхово. Позднее вел жестокие бои под Иркутском, причем его армия была ослаблена эпидемией тифа. Генерал потребовал от красного командования передать белым Колчака и золотой запас, а также обеспечить белые войска продовольствием, фуражом, теплой одеждой. Но, узнав о расстреле Колчака, понеся тяжелые потери и имея огромные проблемы с боеприпасами и продовольствием, не стал штурмовать Иркутск: армия двумя походными колоннами обогнула город, по реке Ангаре поднялась к Байкалу и 14 февраля в условиях начинавшегося ледохода войска переправились на восточный берег. Войцеховский вывел остатки колчаковских войск в Забайкалье.
20 февраля генерал Григорий Семенов назначил Войцеховского командующим войсками Российской Восточной окраины. Но уже в апреле Войцеховский был командирован в Крым для связи с Вооруженными силами Юга России, находился в резерве армии генерала Петра Врангеля, фактически руководя всей эвакуацией по его личной просьбе. В ноябре вместе с армией сам эвакуировался в Константинополь, оттуда в начале 1921 года переехал в Чехословакию….
После просмотра фильма «Адмирал», наверное, не только у меня возникли вопросы «Как сложилась дальнейшая судьба этого белого генерала?» и «Что мы знаем о Войцеховском?». Забегая вперед, скажу только, что спустя 25 лет ему было суждено вернуться под Иркутск еще раз (ред.).
Герой сразу четырех славянских государств – России, Чехии, Белоруси и Словакии
7 апреля 1951 г. в лагерной больнице под сибирским Тайшетом умер пожилой зэк – как было написано в заключении о смерти, «от туберкулеза легких и старческого маразма». Покойному было 67 лет – не такая уж глубокая старость, – всю жизнь он обладал весьма ясным умом, так что вторая часть лагерного «диагноза» вызывает сомнения. Может быть, советская власть хотела напоследок пнуть этого человека, ведь он был ее ярым противником. Его звали Сергей Николаевич Войцеховский. Русский офицер, генерал двух армий, гражданин Чехословакии, которая стала его второй родиной – но, увы, не сумела его защитить.
Сергей Войцеховский родился в Витебске в 1883 г. Он был родом из семьи потомственных военных, из обрусевшей польско-литвинской шляхты. Его отец, Николай Карлович, участвовал в освобождении Балкан от турецкого ига. Окончив гимназию, Сергей поступил в Константиновское артиллерийское училище в Петербурге. В 1905 г. попал на Дальний Восток, где завершалась война с Японией, но поучаствовать в боевых действиях не успел. Затем служил в разных провинциях Российской империи. В 1909 году Войцеховский женился на Маргарите Темниковой, дочери полковника, чьим адъютантом он тогда служил. Год спустя у них родился сын Георгий.
Карьера Войцеховского развивалась быстро. Он был талантливым офицером, с отличием закончил Николаевскую академию Генштаба. Интересовался техническими новинками – в 1913 г. получил лицензию военного пилота. В Первую мировую воевал на разных фронтах, был дважды ранен, награжден боевыми орденами. В 1916 г. Войцеховский, уже подполковник, становится начальником штаба 2-й Кавказской дивизии.
Но в феврале 1917-го в России происходит революция, и армия истощенной войной страны начинает разваливаться. Одними из наиболее дисциплинированных остаются чехословацкие части (легионы), созданные из числа пленных чехов и словаков – солдат австрийской армии, желавших воевать на стороне России и ее союзников за независимость своих земель. Командный состав легионов смешанный – к ним прикомандировывают и русских офицеров. В августе 1917 г. Сергей Войцеховский становится начальником штаба 1-й чехословацкой стрелковой дивизии.
После большевистской революции чехословацкие части, согласно договоренности между большевиками и западными державами, направляются через всю Россию во Владивосток. Оттуда их должны перебросить во Францию – воевать против немцев. Но большевики, заключившие с Германией Брестский мир, чинят чехословакам препятствия, задерживают их эшелоны, а в конце мая 1918 года пытаются разоружить. Чехословаки оказывают сопротивление и под командованием Войцеховского свергают еще некрепкую советскую власть в Челябинске. Части Чехословацкого корпуса соединяются с местными антикоммунистическими силами и громят большевиков на пространстве от Волги до Сибири. Сергей Войцеховский воюет на Урале, его части освобождают Екатеринбург – через пару дней после того, как большевики казнили там царскую семью. Он воюет с легендарным Чапаевым и будущим советским маршалом Тухачевским. В октябре 1918 года решением Чехословацкого национального совета 35-летний Войцеховский произведен в генералы.
Позднее он, однако, возвращается на русскую службу, под командование адмирала Колчака. Отношения между белыми и чехословаками портятся: после победы Антанты на Западном фронте и провозглашения независимости Чехословакии многие легионеры не видят смысла в дальнейшем участии в русской смуте. Но Войцеховского, одного из самых талантливых белогвардейских командиров, чехи высоко ценят.
После смерти легендарного генерала Каппеля Войцеховский в начале 1920 года становится командующим белогвардейскими силами под Иркутском. С остатками своих войск он с тяжелыми боями пробивается в Забайкалье. Там генерал не находит общего языка с атаманом Семеновым и вскоре уезжает на другой фронт – в Крым, к генералу Врангелю. Но белое дело уже обречено.
После поражения Врангеля, вспомнив свой опыт боевого сотрудничества с чехами, Войцеховский уезжает в Чехословакию. С 1921 года он находился на службе этой страны, чьи власти рады видеть под своими знаменами опытного боевого генерала. Генерал осваивает чешский язык, безупречно выполняет свои служебные обязанности. Об этом говорит его карьера: в 1927 году Войцеховский назначен командующим военным округом с центром в Брно. В декабре 1929-го ему присвоено звание генерала армии.
В 1935 году Сергей Войцеховский получает назначение на одну из ключевых должностей – командующего Пражским военным округом. Среди его забот – строительство укреплений вдоль чешско-немецкой границы, в наиболее вероятных местах будущих боев. Войцеховский сознавал, какую угрозу представляет собой агрессивная политика нацистов, стремившихся к отторжению от Чехословакии Судетской области, населенной немецким меньшинством.
Непросто приходилось Войцеховскому и в политическом плане. После 1935 года Чехословакия начала сближаться с СССР, что было для бывшего белогвардейца неприемлемо. Переговоры с советскими военными представителями он вел лишь при крайней необходимости.
Наступает 1938 – роковой для Чехословакии год. Президент Бенеш под давлением западных держав решает принять условия Мюнхенского договора, согласно которым Чехословакия уступает Германии пограничные земли. 29 сентября Войцеховский присутствует на совещании у президента, где пять чехословацких генералов пытаются убедить Бенеша не подчиняться диктату. «Господин президент, что бы ни решили великие державы, надо воевать, – чуть ли не со слезами умолял президента друг Войцеховского, генерал Лев Прхала. – Даже если мы останемся одни, без союзников, мы не можем сдаться – армия обязана защищать целостность республики, она хочет и будет сражаться».
Увы, это были лишь слова. Генералам не удалось убедить Бенеша, а планы военного переворота и смещения президента, которые, по некоторым сведениям, поддержал и Войцеховский, так и остались планами. По воспоминаниям чехословацкого дипломата Яромира Смутного, 30 сентября 1938 года на совещании у президента с участием ведущих политиков и армейского командования было решено принять условия Мюнхена. Из присутствовавших на совещании, помимо самого Смутного, за сопротивление высказались лишь начальник канцелярии президента Прокоп Дртина, генерал Войцеховский и еще один офицер. Были ли они правы? Спор о том, стоило ли Чехословакии в 1938 году воевать, продолжается среди чешских историков и общественности до сих пор, и однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не будет дано никогда. Но о характере генерала Войцеховского его позиция в те дни говорит многое.
Мюнхен был первым шагом к утрате независимости. 15 марта 1939 г. нацисты оккупируют чешские земли. Чехословацкая армия распущена. Уже через несколько дней после этих событий Сергей Войцеховский участвует в создании подпольной организации «Защита нации». В сентябре того же года он был арестован немцами, но спустя две недели выпущен под постоянный надзор гестапо. В дальнейшем генерал не принимал активного участия в сопротивлении – как из-за проблем со здоровьем, так, возможно, и из-за разочарования в чехословацких политиках.
За Войцеховским, очевидно, следили не только немцы, но и советские агенты. Иначе трудно объяснить тот факт, что уже 12 мая, в первые, весьма хаотичные дни после освобождения Праги от нацистов, генерала нашли и арестовали сотрудники советской контрразведки «Смерш». Ему инкриминировали членство в эмигрантской организации «Русский общевоинский союз», обвинив в «подготовке командных кадров для борьбы с СССР». Никаких подтверждений подобной деятельности Войцеховского не было и нет. Тем не менее генерал был переправлен в Москву и приговорен к 10 годам лагерей. (В 1996 г. его полностью реабилитировали.)
Он стал одним из сотен деятелей русской, украинской и белорусской эмиграции – граждан Чехословакии, вопреки международному праву арестованных советскими спецслужбами на чехословацкой территории. Несмотря на попытки близких Войцеховского и нескольких его бывших соратников добиться от чехословацких властей защиты генерала, официальная Прага ничего не предприняла: президент Бенеш считал, что его стране нужны хорошие отношения с СССР – практически любой ценой.
Заслуги Сергея Войцеховского его вторая родина оценила много позже – увы, посмертно. 28 октября 1997 года президент Чехии Вацлав Гавел подписал указ о награждении генерала Войцеховского высшей наградой республики – орденом Белого льва «за выдающиеся заслуги в области обороны и безопасности государства».
http://ronsslav.com/kirill-averyanov-minskiy-belye-belorusy-proklyaty-i-zabyty/