Генерал-майор Иван Павлович Калмыков,
последний атаман Уссурийского казачьего войска
Уссурийское казачье войско под настоящим названием стало известным после высочайшего повеления, объявленного 26 июня 1889 года. На самом деле войско существует с 1860 года, т. е. со времени образования Амурского казачества, в состав которого Уссурийское войско входило под именем “Уссурийского казачьего пешего батальона”. История же создания Амурского Казачьего войска и Уссурийского вообще находится в тесной связи с занятием Россией Амурского края и составляет продолжение движения на восток после заключения Айгунского трактата в 1858 году. До этого года только верховья Амура принадлежали России и крайним пунктом русских владений был караул Усть-Стрелочный, что располагался при слиянии рек Шилки и Аргуни.
Генерал-губернатор восточной Сибири А.А. Муравьев, сознавая необходимость для России Амурского края, решил овладеть им на свой страх и риск. Для этого он исходатайствовал высочайшее повеление на обращение почти всего русского населения Забайкальской области в казачье сословие и подтянул воинские части к верховьям Амура. Это было 17-го марта 1851 года, а в 1854 году генерал-губернатор предпринял свой знаменитый “Амурский сплав” – 3, доставивший России без порохового дыма огромный край, а завоевателю – признание потомства и графское достоинство. 2-го ноября 1860 года состоялся Пекинский трактат, окончательно закрепивший за Россией Амурский край.
С 1858 года начинается заселение реки Уссури семьями забайкальских казаков, послужившими основанием для Уссурийского казачьего войска. Переселение казаков на Уссури было сопряжено с невероятными препятствиями, так как им приходилось передвигаться на плотах и лодках со всем домашним скарбом, а скот гнать берегом, покрытым то непроходимой тайгой, то дикими недоступными скалами, то, наконец, вязкими болотами. Те лишения, которые выпали на долю переселенцев, были настолько велики, что рассказы стариков-очевидцев легче принять за легендарные вымыслы, чем за свершившиеся факты. О первых казаках-переселенцах едва ли не лучше всех написал П. Ф. Унтербергер, первый Наказной Атаман Уссурийского казачьего войска:
“Уссурийский казак, не щадя здоровья и жизни, – так как многие из них сошли преждевременно в могилу, с честью и славой вынес на своих плечах колонизацию пустынной реки Уссури и тем оправдал надежды, возложенные на него графом Муравьевым-Амурским”.
Тогда же уссурийцы получили боевое крещение: в 1868 году им пришлось защищать Южно-Уссурийский край от хунхузов, изгнанных с о. Аскольд, где они незаконно мыли золото. Оказавшись на берегу, бандиты грабили, убивали варварски всякого русского, сжигали селения и посты до тех пор, пока в районе пос. Дибининского не были разгромлены полусотней уссурийских казаков во главе с войсковым старшиной Марковым. В 1877-1878 гг. Уссурийский пеший батальон в 3-х ротном составе в период обострения отношений России с Великобританией и Китаем, не дожидаясь назначения маршрутов, без перевязочных средств, зимой прошел без малого полтысячи верст от современного Лесозаводска до бухты Посьет. В этих походах казаки имели возможность познакомиться с благоприятными для хлебопашества и скотоводства условиями Южно-Уссурийского края, результатом чего явилось ходатайство о разрешении поселиться на сухопутной границе, которое было уважено. Это переселение принесло огромную пользу населению: благодаря ему казаки смогли достичь такого благосостояния, при котором они стали первенствовать как по количеству лошадей, так и по количеству коров, волов и свиней перед крестьянами. Таким образом, на момент образования Уссурийского казачьего войска на его территории имелось четыре станичных округа: Казакевичевский, Козловский, Платоно-Александровский и Полтавский.
В 90-е годы XIX века Государственным Советом было санкционировано новое казачье переселение из европейской части России на Дальний восток с целью увеличения численности казачества и охраны строящейся Транссибирской магистрали. Усиление Войска происходило фактически до 1912 года за счет переселенцев из Забайкальского, Донского, Оренбургского, Кубанского, Терского и Уральского казачьих войск, что позволило иметь на территории УКВ к 1 января 1913 года 76 станиц и поселков, включавших 4393 двора, где проживали 34 520 человек, 70 школ, 15 церквей и 24 часовни.
После образования УКВ произошли преобразования и в военной службе казаков, согласно которым войско выставляло в мирное время один 3-х сотенный полк, а в военное время – один 6-и сотенный полк и один 3-х сотенный казачий дивизион. Также казаки служили на судах Амурско-Уссурийской казачьей флотилии и в составе лейб-гвардии сводного казачьего полка. Серьезным испытанием боевых возможностей уссурийского казачества стала русско-японская война, на которой оно заслужило самые похвальные отзывы, а за славный подъем всей мощи Уссурийского войска в 1904, 1905, 1906 гг. императором было жаловано Войсковое знамя. В период первой мировой войны на разных фронтах действовали Уссурийский казачий полк и Уссурийский казачий дивизион в составе Уссурийской конной дивизии, которая приобрела в армии заслуженную славу. После революций 1917 года и гражданской войны УКВ просуществовало до 1922 года, когда были ликвидированы последние его структуры, а население слилось с крестьянством. В итоге, в возрасте 33 лет – возраст Христа – закончилась история самого молодого войска в России – Уссурийского казачьего войска, чтобы через 100 лет начать свое новое возрождение из пепла репрессий как птица Феникс.