Трудно найти более значимую и противоречивую личность в истории Владивостока, чем один из руководителей фирмы “Кунст и Альберс” Адольф Васильевич Даттан. Дальневосточная пресса XX века его называла “великий гражданин”, “знаменитый попечитель дальневосточной науки”, “выдающийся деятель приамурской торговли”. Он был потомственным русским дворянином: с 1914 года – действительным статским советником, с 1911 года – почетным консулом Германии и Италии во Владивостоке, многолетним почетным попечителем Восточного института и Коммерческого училища, директором Владивостокского попечительства о тюрьмах комитета.
Весьма внушительным выглядит список наград А. Даттана, в том числе российских: ордена Св. Владимира 2-ой степени, Св. Станислава 2-ой и 3-ей степеней, Св. Анны 3-ей степени; три золотые медали для ношения на шее на Станиславской, Владимирской и Андреевской лентах, медаль Красного креста в память русско-японской войны 1904-1905 года, медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Адольф Даттан имел также иностранные награды: японский орден Священного сокровища 4-ой степени и Командорский крест Священного сокровища 3-ей степени; регента герцогства Брауншвейгского Офицерский крест 2-го класса, орден Генриха Льва; прусские ордена Красного Орла 4-ой степени и Короны 4-го класса; норвежский Кавалерийский крест Св. Олафа 1-ой степени, китайский орден Двойного Дракона 2-го класса, 3-ей степени; австрийский орден Офицерского Креста Франца Иосифа и др.
Триумфальных успехов в жизни Адольф Даттан достиг исключительно собственным трудом. Он родился 22 сентября 1854 года в небольшом прусском городке, в семье лютеранского священника. В ранней юности начал подрабатывать в купеческой лавке, с 1874 года работал в Голибурге, получив приглашение от Г. Альберса, отправился в далекий и мало кому известный Владивосток. Начав работать в скромной должности бухгалтера фирмы “Кунст и Альберс”, он быстро освоился со спецификой дальневосточной торговли, стал менеджером фирмы. Здесь проявились его способности и даже талант – педантично и честно вести документацию, улавливать конъюнктуру и принимать решения – часто неожиданные и не всегда понятные для конкурентов, но всегда весьма полезные для фирмы. В 1886 году, согласно новому контракту, А. Даттан стал полноправным совладельцем фирмы “Кунст и Альберс”, которая к своему 50-летию (1914 год) представляла концерн с валовым оборотом 16 млн. рублей. Фирма имела 33 филиала во всех крупных городах Дальнего Востока, в том числе в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Благовещенске, Харбине, Порт-Артуре, Нагасаки, Шанхае.
Могущество и авторитет фирмы были сильно поколеблены в годы первой мировой войны, когда появилось “дело о шпионской деятельности в пользу Германии”. Известный историк-краевед А. Буяков убедительно доказывает в своих публикациях, что это “дело” было сфабриковано конкурирующими фирмами. Такую же точку зрения разделяет немецкий журналист Лотар Деег, опубликовавший на немецком языке книгу “Кунст и Альберс. Владивосток”.
В октябре 1914 года, всеми уважаемый и почитаемый Адольф Васильевич Даттан отметил свое шестидесятилетие, а двумя днями позже он был арестован. В своих воспоминаниях он писал: “Это невозможно выразить словами, какое чувство постигло меня, когда повернулся ключ, который закрыл меня как пленника в камере. Я не мог понять, что со мной происходит, что было наяву, что меня вообще могли арестовать и лишить свободы. Я думал, что потеряю рассудок. Первый день моего ареста, самый ужасный день в моей жизни и первую ночь я провел в состоянии духовного беспорядка, который утром постепенно перерос в тупое безразличие. Удар был так внезапен и сокрущающ для души и самолюбия, что подействовал на мои мозги и лишил меня напрочь умственной деятельности…”
Поводом к аресту А. Даттана послужило перехваченное полицией письмо его жены Марии, которая в 1914 году жила с детьми в Германии. Будучи русскими подданными, они подвергались большим нападкам, им грозила интернация. М. Даттан обратилась по телеграфу к хорошо знакомому ей с посещения Владивостока брату Кайзера – принцу Генриху Прусскому и очень быстро получила ответ: “Фрау Даттан знакома мне лично как немецкая верноподданная, несмотря на то, что ее муж из коммерческих интересов во Владивостоке также должен был принять российское гражданство. От своего имени я ручаюсь за фрау Даттан и ее детей”.
После 9-дневного ареста А. Даттан был освобожден, но следствие продолжалось. В январе 1915 года он был выслан в Нарымский край (Томская губерния).
Первая мировая война, ставшая началом уничтожения фирмы “Кунст и Альберс”, была трагедией для семьи Даттанов, в которой было семеро детей. Старшие сыновья принимали участие в военных действиях, двое – на стороне России. Корнет гусарского полка Александр Даттан погиб смертью героя 20 августа 1916 года. Он родился во Владивостоке, учился в мужской гимназии, имел шесть боевых наград. О нем, как о герое войны, писали все владивостокские газеты, в то время как отец отбывал ссылку в Сибири.
Фирма “Кунст и Альберс” во Владивостоке была закрыта в 1930 году, Адольф Даттан умер в Наумбурге 14 августа 1924 года. Его многочисленные наследники живут сегодня в Европе и США, среди них есть представители разных профессий: юристы, адвокаты, врачи, философы.
Внук Адольфа Даттана – Дитрих Бернекер, проживающий в Мюнхене, в 1999 году посетил Владивосток, о котором он так много слышал от своей матери Элизабет Даттан, родившейся здесь в 1902 году. Было много встреч, бесед, в которых высказывались надежды на дальнейшее общение и совместные российско-немецкие проекты по возрождению истории.
В этом году Д. Бернекер обратился письменно к ректору ДВГТУ Г.П. Турмову с предложением издать на русском языке книгу Л. Деега “Кунст и Альберс. Владивосток” и организовать в 2002 году семинар по случаю 100-летия зданий, построенных фирмой “Кунст и Альберс” на улице Светланской. Ректор ответил согласием. Значение таких встреч трудно переоценить. Бесспорно, это будет ярким и очень важным событием в многонациональной истории нашего родного города.