Восемьдесят один год назад в такие же июльские дни Россия содрогнулась от вести, облетевшей ее города и веси. Не было в ней ни одного верующего и думающего человека, который не застыл бы в ужасе при мысли о содеянном, который не произнес бы с глубокой скорбью: “Господи, спаси Россию!”.
В ночь на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге приняли мученическую смерть бывший российский Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна и их дети: бывший наследник Цесаревич Алексей Николаевич (14-ти лет), Великая Княжна Ольга Николаевна (23 лет), Великая Княжна Татьяна Николаевна (21 года), Великая Княжна Мария Николаевна (19 лет), Великая Княжна Анастасия Николаевна (16 лет), а в следующую ночь, 18 июля, в Алапаевске были сброшены после избиения в шахту и погибли: Великая Княгиня Елизавета Федоровна и другие члены семьи Романовых – Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович. Вместе с ними мученическую кончину приняли Граф Владимир Палей (сын Великого Князя Павла Александровича) и инокиня Варвара. В Перми погибли Великий князь Михаил Александрович и другие. Вместе с упомянутыми Членами Дома Романовых были убиты ближайшие к ним лица из свиты, слуги, остававшиеся до конца верными своему Дому…
1918 год. Братоубийственная война набирала обороты, Россия катилась в пропасть безверия, вседозволенности, беззакония. Из всех злодеяний 17-18 июля только об убийстве бывшего Государя Императора советским правительством было объявлено официально. Об остальном умалчивалось. Затем последовали не соответствующие истине заявления, инсценировки побегов и похищений. Множились слухи, возникали легенды, публиковались частные извещения и заметки, полные вымыслов и фантазий.
Утвердив свою власть в Омске, Правитель Сибири Адмирал Колчак, сознавая историческое значение убийства Членов Дома Романовых, решил расширить характер расследования этих преступлений, приблизив его к принятым в дореволюционное время сенаторским следствиям. 17 января 1919 г. Адмирал Колчак возложил на Командующего Восточным фронтом генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса общее руководство по расследованию убийства на Урале. Не принято в России уважать силу ума, воли и другие достоинства противника, но это принято в мире. Его Превосходительство генерального штаба генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс в первую мировую войну командовал Русским Экспедиционным Корпусом во Франции, руководил оперативным управлением на Юго-Западном фронте, был одним из главных разработчиков плана наступления, известного как “брусиловский прорыв”. Кавалер Золотого оружия и французского ордена Почетного Легиона. После Октября 1917 г. он решительно вступил в ряды Белого движения; с ноября 1918 г. М.К. Дитерихс – в армии Адмирала Колчака, начальник штаба Западного фронта, командующий Западной армией, затем командующий Восточным фронтом, и одновременно – военный министр.
Дитерихс остановил свой выбор для ведения дела на судебном следователе по особо важным делам, талантливейшем человеке в этой области, Николае Алексеевиче Соколове. Для выполнения требований следственного производства по розыскам и раскопкам помощником М.К. Дитерихса был назначен начальник Военно-Административного управления Екатеринбургского района генерал-майор С.А. Домантович. Следствие шло 5 месяцев, с 7 февраля до 10 июля. Были установлены факты совершенных убийств в Екатеринбурге, Алапаевске и Перми всех Членов Дома Романовых. Взятие красными Екатеринбурга и Пермской губернии не дали возможности довести следствие до желаемых результатов.
М.К. Дитерихс возложил на себя обязанность свести материалы по расследованию и понимание истории и характера преступления в одно целое во что бы-то ни стало.
Осенью 1922 г., когда судьба Белого движения была уже предрешена, во Владивостоке увидела свет книга М.К. Дитерихса “Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале” (часть I, часть II). Ее напечатала Типография Военной Академии на Русском острове. Автор этого двухтомного сочинения Михаил Константинович Дитерихс уже стал одним из выдающихся руководителей Белого движения в Сибири и Главой последнего национального правительства в Приморье.
Материалы расследования, свои личные впечатления, размышления и наблюдения зафиксированы Дитерихсом в книге скрупулезно. Не случайно, даже отечественные историки признают его труд самым авторитетным и обширным по истории этой трагедии России. Крохотный тираж книги, которой не довелось быть распространенной в России, был восполнен для исследователей и любителей истории переизданием в начале 90-х годов. А первое ее издание разделило судьбу автора.
9 августа 1922 г. М.К. Дитерихс принял во Владивостоке на Земском Соборе диктаторские полномочия и звание Воеводы Земской Рати. В 20-х числах октября 1922 г. и Воевода, и Рать полностью прекратили свое существование на территории Приморья.
Генерал-лейтенант Дитерихс эмигрировал в Китай и стал служащим Франко-Китайского Банка в Шанхае. В среде российских эмигрантов этот образованнейший человек, последовательный монархист, глубоко верующий человек, талантливый организатор пользовался большим авторитетом. Более 20 лет он руководил Дальневосточным отделом Русского общевоинского союза (РОВС), входил в состав Русского Национального Комитета, объединявшего почти все течения политической мысли и общественные организации эмиграции. Комитет ведал всеми внутренними нуждами и жизнью русской колонии в Шанхае. Здесь Дитерихс нашел воплощение своей идеи служения России, ведь главной задачей Национального Комитета была забота о сохранении и развитии национального единства русской колонии, русской культуры и образования.
В Шанхае в 1933 г. была открыта женская гимназия Лиги Русских Женщин. Созданная по типу российских женских гимназий, она выгодно отличалась от шанхайских смешанных русских школ постановкой воспитания. Бессменной начальницей гимназии многие годы была Софья Эмильевна Дитерихс, жена и сподвижница М.К. Дитерихса. Среди преподавателей работала жена П.М. Янковского Наталья Николаевна Янковская, здесь же училась их дочь Таня – Татьяна Павловна Бордовская-Янковская, внучка М.И. Янковского, ныне проживающая в С.-Петербурге. Гимназия пользовалась успехом. В ней постоянно занималось 40 девочек, 10% из них – самых бедных- за счет Лиги Русских Женщин. Большую часть учебных пособий гимназии пожертвовала С.Э. Дитерихс. Занятия в гимназии начинались в 8 ч. 20 мин. непременной гимнастикой и ровно в 9 утра – уроки. Горячие завтраки, уроки, обеды и опять уроки до 15 час. Наряду с расширенной программой английского языка преподавали и французский.
В 1943 г. выпускницей этой гимназии стала Нюрочка Бурмистрова – ныне Анна Семеновна Козлова, прекрасная русская женщина. Мы познакомились с ней в Доме Ветеранов Великой войны и уже через 15 минут разговора она сказала: “Ладно, я подарю вашему музею во Владивосток очень дорогую для меня вещь. Думаю, она нужна будет там больше”. И на следующую встречу принесла книгу М.К. Дитерихса! На титульном листе стояла надпись: “В подарок Нюре Бурмистрвой, ученице Русской Гимназии в Шанхае, от директриссы С.Э. Дитерихс. Надеюсь, что дочь известного участника Белого Движения в Сибири, подполковника Семена К. Бурмистрова будет хранить навсегда любовь к России и неприязнь к ее поработителям и передаст это чувство следующим поколениям. Шанхай, 1943 г.”
Книга была не единственным подарком А.С. Козловой для музея, но двухтомник “Убийства”, изданный на о. Русском в 1922 г. – поистине бесценный подарок! Можно прочесть и почерпнуть информацию в свежем издании, но сколько открытий таит в себе это – первое! Здесь и сведения о принадлежности владельцам (если изучать пометки), и о самих владельцах (а в музее – 2 экземпляра этой книги): особенность экземпляра А. С. Козловой – вклейка с рисунком. На нижней тонкой обложке одной из книг напечатано пожелание автора: “Цена 5 рублей золотом. Весь доход с настоящего издания поступает в пользу “Очага одиноких беженок-подростков” (Стар. Харбин, Фуражная, 44)”. Ниже указаны склады издания : 1) Харбин – Старый город, Фуражная, 44; 2) Харбин – Новый город, Книгоиздательство “Русское дело”.
Музеем приоткрыта еще одна страница истории российской эмиграции. Сфокусировались на миг из времени и пространства российские кровавые дни июля 1918 г., нелегкие русские судьбы, состояние страны сейчас. “Господи, Россию сохрани!”.