Как и все нормальные советские граждане, я первый раз услышал фамилию Каппеля в фильме «Чапаев». Там есть эпизод, когда белые офицеры под бой барабанов в полной парадной форме, строем наступают на позиции красных не делая ни единого выстрела. Под огнем пулеметов и орудий красных падают молодые офицеры. Остальные смыкают ряды и продолжают идти в атаку. Чапай говорит:«Каппелевцы идут! Офицеры! Как на параде! Психическая атака называется!»
Позже, в декабре 2004 года, приехав в Харбин, я познакомился с Николаем Николаевичем Заика, последним из «русских харбинцев», мы вместе с ним приезжали к полуразрушенной Иверской церкви и он мне показал место захоронения генерала Каппеля. Куча строительного мусора и бытовые отходы на месте могилы… Уже через полгода харбинские власти, увидев, что это место привлекает внимание приезжих иностранцев, привели его в порядок, уложив землю вдоль всей северной части храма красным кирпичом.
Я стал интересоваться судьбой генерала, много «сидел» в Интернете и познакомился «по переписке» с Дмитрием Напара, который, живя в Пекине, активно пытался продвинуть вперед вопрос эксгумации и перезахоронения праха Каппеля в России. Особенно работы ускорились после того, как президент Путин сказал, что нужно перенести в Россию останки Деникина, Врангеля и Каппеля! Но приезд в Харбин делегации из Москвы много раз откладывался. Прошло лето, осень. Наступила зима! Уже замерзла в Харбине Сунгари, выпал снег и морозы за минус 12-15 градусов перевалили…
04 декабря получаю от Димы подтверждение, что в середине декабря в Харбин прибывает делегация из Москвы для проведения работ по эксгумации останков генерала Каппеля В.О. и отправке их в Россию в составе: священник РПЦ отец Дмитрий Смирнов, судебный медицинский эксперт Сергей Никитин. Сам Напара Дмитрий в качестве первого зама руководителя, правой руки и переводчика. Возглавляет «мирный исторический десант» директор информационного агентства «Белые Воины» (спонсора проекта) Алекаев Александр Николаевич. Вместе с ними прибыли два гренадера «ОРТэшника», оба бородатые, здоровенные мужики под два метра ростом: Андрей «линдао» (начальник) и Максим Мартынов – телеоператор.
Москвичи попросили меня в Харбине, на месте купить строительные инструменты и материалы (всего по списку 12 наименований) что бы не терять времени на закуп всего этого и максимально ускорить начало и продвижение работ. И я уже утром 12 декабря (после получения подтверждения от Димы о прилете всей делегации в Пекин) закупил на оптовом строительном рынке все необходимое и стал с нетерпением ожидать приезда московских друзей.
В Харбин члены делегации прибыли 13-го утром поездом из Пекина. В этот же день после обеда нас привезли в новое здание мэрии Харбина на острове Солнца, где в течение двух часов в присутствии всех заинтересованных харбинских руководителей (во главе с вице-губернатором) были обсуждены самым подробным образом все организационные вопросы. Китайская сторона несколько раз переспрашивала : есть ли еще какие-нибудь предложения или просьбы по ходу ведения работ. Сразу скажу, что все наши пожелания были выполнены полностью. Спасибо!
Начало работ в 9.00, десять китайских рабочих-землекопов, палатка на месте раскопа, отбойные молотки, обогрев палатки, освещение в темное время суток, стоимость работ и порядок их оплаты. Удовлетворены пожелания нашей стороны о проведении двух кратких молебнов (перед началом работ и по их завершении), оговорено, что китайские рабочие выполняют все указания нашего русского эксперта и, как только натыкаются на подобие останков – сразу же прекращают работы, а Сергей Никитин сам спускается в раскоп и командует рабочими на месте.
НАЧИНАЕМ, ПОМОЛЯСЬ!…На следующее утро 14 декабря я приехал к Иверской церкви к 8=00. Оцепления пока еще не было и я отнес всю поклажу к месту раскопок. Около девяти часов приехали наши. Секретарь Посольства России из Пекина Виктор Пашков быстро решил вопрос с пропусками – всем москвичам, корреспондентам различных каналов российского телевидения и мне грешному, были выданы синие значки с видом Харбина.
Логично, что особый интерес вызывал вопрос правильного выбора места раскопок. Год назад между двух окон у алтарной части храма я по своей инициативе забил дюбель и повесил портрет В.О.Капппеля с датами его рождения и смерти и надписью «Родина помнит…». Именно здесь в алтарной части храма и собрались все русские, включая, естественно и Николая Заика для принятия окончательного решения – где начинать копать? Опираясь на имеющиеся старые фотографии памятника и могилы Каппеля, участок раскопа полтора на полтора метра был выбран.
После короткой молитвы, в которой молящиеся просили простить их за то, что они тревожат «прах усопшего раба твоего воина Владимира», приступили к работам. Первые несколько ударов киркой сделали Александр Алекаев, Дмитрий Напара, Николай Заика. Я тоже выбил из мерзлой земли кусок красного кирпича и сохранил его на память. Китайские рабочие начали работу в 9=30. Кирки вгрызались в мерзлую землю, рабочие не жалели сил, но до тех пор пока не применили электрические отбойные молотки «Бош», дело шло весьма медленно. Только преодолев 50-60 сантиметров промерзшего грунта, работать стало легче. Две штыковые лопаты и кирка делали углубляли и расширяли раскоп.
Сначала наткнулись на кирпичную кладку на глубине около полутора метров от уровня земли. Надеялись, что это мини склеп над гробом Каппеля, но надежды не оправдались – кладку из белого кирпича разобрали и стали копать дальше. (Я уверен, что это был фундамент над большим и тяжелым надгробием генерала, уничтоженным советскими чекистами в 1954 году). Мы стоим над медленно увеличивающейся ямой (а ведь она когда-то была могилой!), держим наготове фотоаппараты или камеры… В голове один вопрос : «Найдем! Или не найдем…». Уже, сменяя друг друга, сбегали «на чифань» (на обед) китайцы. Уже мы съездили, попили чая и съели, многие через силу – нервы – пельменей. Работа не прекращается ни на минуту… Темп не снижается – только чаще бригадир землекопов меняет уставшую двойку копателей на свежую…
И только на отметке минус 230 кайло глухо ударило о пустотелую деревянную конструкцию! Никитин спустился в яму и аккуратно расчистил поверхность большого прямоугольного ящика, длиной около двух метров. Его начали обкапывать с боков и поняли, что по высоте он достаточно высокий – около 80 сантиметров. Сергей, вместе с одним из китайцев, сначала сняли с крышки ящика листы оцинкованного железа, а потом с помощью топора, используя его острие, как зубило, и большого молотка начали вскрывать сам ящик. Толстые, пятисантиметровые, предположительно дубовые, доски подавались с трудом. Но, наконец, доски сняты! Показалась … еще одна мощная продольная доска, а пространство вокруг нее покрыто толстым слоем беловато-желтого порошка – гипс! Медленно и осторожно Сергей с напарником соскребали и отбивали гипс и только, где-то, через час все стало понятным. Гроб с телом покойного был установлен в большой и мощный деревянный ящик, видимо еще в Чите, и залит до краев этого деревянного саркофага жидким гипсом!
Поразило качество работы неизвестного (по всей видимости, читинского) плотника. Этот коллега «гробовых дел мастера Безенчука» сделал свою работу филигранно. Сложно сопрягаемые под углом доски саркофага были настолько плотно пригнаны и, наверняка, пропитаны специальным составом, препятствующим гниению, что даже сломалось топорище, правда китайского качества, топора. Слава русским мастерам!
Вынуть «первичный» гроб из саркофага невозможно… Не за что зацепиться – доски пригнаны очень плотно. Решили разломать левую часть саркофага и попытаться отодвинуть гроб от правой его стенки. А потом подвести веревки под гроб и вынуть его целиком. Еще полтора часа работы китайцев и нашего мучительного ожидания. Сергей снова спускается в раскоп. Гроб сдвигается с места. Победа!
ОБРЕТЕНИЕ ОСТАНКОВ ГЕНЕРАЛА КАППЕЛЯ!…Сергей приподымает крышку, подпирает ее черенком лопаты и начинает рассматривать и ощупывать ноги покойного. Потом поднимает голову и говорит нам: «Есть проблемы с ногами!». Все русские облегченно вздыхают – нашли!!! ЭТО КАППЕЛЬ!!! Крышку гроба вынимают из раскопа. Под весь гроб осторожно завели лист жести, продели веревки, обвязали ими гроб и приготовились к подъему останков. Конечно же, щелкают фотоаппараты, вспышки яркими блицами бьют по дну раскопа. Останки покрыты истлевшими цветами, мундиром и саваном. Голова просматривается с большим трудом – только очертания…
По моему предложению (я опасался, что неверный перевод на китайский язык команды «поднимай» или «опускай» при неизбежной суете и нервозности мог бы привести к перекосу подъема и разрушению остатков гроба – дальше и думать страшно!) за концы веревок взялись четверо русских мужчин: Алекаев, Напара, Андрей «ОРТэшник» и я, «местный житель». Китайцам я сам сказал «Пу кэи! Сянцай элоссы гунзо!» (Нельзя трогать! Сейчас русские работают!). Мое место оказалось справа в ногах гроба. Очень медленно и аккуратно мы, русские, подняли прах русского генерала из китайской могилы! Пронесли пару метров от места 86-летнего захоронения и поставили на ровном участке земли. После непродолжительного осмотра останков они были закрыты полиэтиленовой пленкой, погружены в специальный ящик, а потом в катафалк местной харбинской фирмы ритуальных услуг. Батюшка отец Дмитрий прочел молитву. Все русские стояли с зажженными свечами, молились и подпевали… Рядом со мной стоял «наш командор» Саша Алекаев, и я боковым зрением видел, как в начале молитвы в его руках ходуном ходила зажженная свеча (его бил нервный озноб). Но к концу молебна он успокоился и посветлел лицом. Громадный груз ответственности за проведение работ по поискам останков Владимира Оскаровича Каппеля спал с его плеч!…
Позже в анатомическом театре местного морга прах покойного генерала был детально осмотрен. Подтверждениями того, что это действительно Каппель послужили следующие неопровержимые доказательства:
- место захоронения,
- рост и телосложение останков соответствуют прижизненным параметрам генерала,
- форма черепа, прямой пробор волос с характерными залысинами, форма бородки клинышком,
- хорошо сохранившиеся погоны генерал-лейтенанта,
- бант от Георгиевской ленты – покойный был полным Георгиевским кавалером,
- две иконки, (лики которых определят позже специалисты-реставраторы),
- большое количество истлевших цветов и папоротника (он прекрасно виден на старой еще читинской фотографии Каппеля, лежащего в гробу).
И, наконец САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: Дело в том, что во время знаменитого «ледового похода» генерал провалился под лед, обморозил ноги и сильно простыл. Началась гангрена – левую стопу ему пришлось по требованиям медиков ампутировать полностью, а на правой стопе пришлось удалить пяточную кость. У найденных останков генерала-лейтенанта русской армии левая стопа отсутствует полностью, а у правой ноги, одетой в теплый шерстяной носок, отсутствует пяточная кость и фаланги пальцев.
Сомнения развеяны полностью – найдены останки генерала Каппеля!
ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?…Было конечно же множество сомнений! Найдем? Не найдем? Ведь имеются же документы, подтверждающие, что органы НКВД не только раз- рушили памятник, но и выкопали и уничтожили останки генерала! Во Владивостоке, например, долго жил отставной офицер КГБ Шевченко Г.Г., который лично участвовал в ликвидации праха В.О. Каппеля. Он умер в девяностых годах прошлого века. Любопытно, что в Харбине так же был некий Шевченко – Председатель общества советских граждан в Харбине, которому было поручено уничтожить прах Каппеля. А может быть это один и тот же человек? Просто никто в Харбине не знал, что он офицер НКВД-КГБ.
Запомнилось ощущение трепета при каждом ударе кирки, когда глубина раскопа превысила два метра. Первый глухой стук о крышку саркофага и скрежет лопаты о металлическую обивку гроба прозвучал, как триумфальный звук трубы! Есть! Мы нашли!
Да! Генералу Владимиру Оскаровичу Каппелю уготована оказалась уникальная судьба! Трижды захороненный! Первый раз в Чите. Наступление Красной Армии заставило вынуть генерала из могилы и вывезти в Манчжурию. Второй раз похоронен в Китае, в городе Харбин. За могилой ухаживали, у памятника горела негасимая лампадка. Приходили, снимали краснозвездную фуражку и клали цветы осенью 1945 года даже советские военные начальники Василевский и Мерецков. По приказу НКВД памятник был уничтожен в 1954 году. Но добрая душа поставила простой деревянный крест на могилу генерала. В времена «культурной революции» исчез и он.
И вот через восемьдесят пять с лишним лет снова эксгумация и перевоз останков в Москву. Зачем и почему, спросите Вы? Последняя воля покойного СВЯТА! Он сказал, умирая : «Люди, помните, что я любил Россию и любил Васи своей смертью доказал это!». Эти его предсмертные слова были начертаны когда-то на памятнике генералу, как эпитафия. Национальные герои должны лежать в родной земле.
17 декабря, в день, когда прах В.О. Каппеля еще не пересек границы Китая Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй благословил погребение останков генерала со всеми воинскими почестями в Донском монастыре в Москве! Слава Богу!
А в чем героизм, спросите Вы? Никогда не брал заложников из мирного населения, не жег деревни на манер карателей. Расстреливал только командный состав противников, захваченных в плен рядовых (особенно сопливых, малолетних новобранцев) отпускал со словами: «Иди к мамке и пусть она тебя выпорет!». Невероятное личное мужество. Однажды на митинге в только что захваченной деревне или маленьком городке красный комиссар агитировал за Советскую Власть и одновременно поливал грязью каппелевцев. Неожиданно в толпе появился невысокого роста человек в простой куртке, прошел на сцену (якобы желая сказать слово в поддержку предыдущего оратора) и сказал: «Кто тут плохо говорит о Белой Гвардии? Я Капель!!!». Народная молва говорит, что от неожиданности «красные агитаторы» растерялись и … бросились наутек! А коренастый, невысокий, но очень уверенный в себе мужчина вышел на улицу, сел на коня и ускакал в ночь! Вот такие истории складывали о Каппеле и передавали из уст в уста!!!
Позже, значительно позже будет мрачное, свинцово-красное, закатное небо над Харбинским вокзалом, суета с отправкой останков генерала на поезде Пекин – Харбин – Москва, мерный перестук колес, возбужденные люди на перронах больших и маленьких российских городов (кто торжественный, а кто возмущенный – «большевики» Читы, не остывшие за почти девяносто лет от своих идей, не дали похоронить Каппеля на месте его первого упокоения).
Потом, позже этот состав назовут «Поездом Каппеля».
А сейчас мы, все русские участники событий сидим в ресторане.
Уставшие, потрясенные событиями этого длинного дня, но уже не голодные, пьем пиво и ощущаем необъяснимое единение между собой.
Наверное, потому что, каждый делал свое дело и успех этого дела наш общий успех! И удача, позволившая прикоснуться к этому событию тоже наша общая! Поем наши русские песни (китайские официанты заглядывают в дверь и слушают, широко раскрыв рот и свои азиатского покроя глаза, – они чувствуют, что у русских какой-то большой праздник!), кто-то предлагает тост: « За исторически оправданную, выстраданную всем Белым Воинством победу! За взятие русским генералом Каппелем в декабре 2006 года города Москвы! Ур-р-ра!!! Боже царя храни…»
Год России в Китае завершился успехом очень важного дела. Хочется верить в то, что это не разовая, случайная удача! Надеюсь, что положено начало сотрудничеству по поиску и возврату к жизни утраченных в разные годы культурных ценностей. Очень важных, как для России, так и для Китая. Будем верить и надеяться на то, что сотрудничество будет продолжено. Какие направления?
Возвращение православия в Харбин. Регулярные приезды на большие церковные праздники русского священника очень нужны для общения с православными русскими верующими, в первую очередь студенчеству и молодежи, которая без духовного окормления зачастую доставляет беспокойство китайским властям. В Харбине самая большая в Китае русская диаспора – более 1000 человек, не считая очень большого количества русских туристов.
Создание музея российско-китайской дружбы в Харбине! В конце этого года Приморское и Хэйлунцзянское управления культуры закончило согласование плана работ на 2007 год. Определены приоритеты: создание совместного музея и сотрудничество библиотек регионов.
Пример совместной работы по эксгумации генерала В.О. Каппеля показал, что китайские руководители с пониманием относятся к идеям российской стороны по сотрудничеству в области истории и культуры. БОЛЬШОЕ СПАСИБО китайским руководителям из Пекина, Харбина за понимание и помощь в проведении работ! Спасибо крепости духа и настойчивости организаторов проекта и в первую очередь Александру Алекаеву и Дмитрию Напара!
И Слава Богу, что услышал наши молитвы и помог обрести России еще одного русского героя!!!
У меня на ладони лежит круглый синий значок – пропуск на место раскопа, крестик, подаренный мне оператором ОРТ Максимом Мартыновым (он привез его из Иерусалима) и кусок красного кирпича, выбитого мною из земли при начале раскопок. Это теперь уже реликвии об этом не особенно холодном, солнечном Харбинском дне 14 декабря 2006 года! На долгую память…
Закончено 19.12.2006 в 9:15 по Владивостоку.