«Советский Союз». До Второй Мировой войны этот белоснежный лайнер имел название «Великая Германия» и был крупнейшим пассажирским пароходом гитлеровского рейха. В 1943 году пароход был торпедирован и потоплен, а вскоре после войны поднят и передан в качестве трофея Советскому Союзу. В нашей стране его отремонтировали, модернизировали, заменили паровую силовую установку на дизельную, удлинили корпус на 20 метров и назвали преображенный теплоход «Советским Союзом». Грузопассажирское судно вошло в реестр судов Дальневосточного морского пароходства и еще долгие десятилетия стояло на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. В 80-х годах XX века теплоход был переименован в «Тобольск» и продан на металлолом в Японию.


Пушкинский театр с первых дней своего рождения стал как магнит притягивать к себе людей творческих, ищущих, талантливых. Среди этих почитателей искусства были (и есть) не только музыканты, литераторы, художники, артисты, но и люди, чей талант – просто поклоняться любому виду искусства – заслуживает высшей похвалы. Как правило, это – бессребреники с чистой душой и помыслами. К ним можно отнести и Ольгу Анисимову, долгое время работавшую в Доме культуры моряков (так назывался одно время Пушкинский театр). Она-то и предложила заново рожденному театру комнатный рояль, который спасла от уничтожения два десятка лет тому назад.

Естественно, реставрация этого древнего инструмента стоила значительных денег и времени. Но помогли, как всегда, наши выпускники, не потерявшие и в перестроечные времена чувства благодарности к родному вузу.

И вот белый рояль занял свое место в театре, в зале литературно-исторического музея имени А.С. Пушкина. Но стоит он там не только как экспонат. В его сопровождении проходили и проходят многие поэтические вечера и творческие встречи.

Рояль этот был изготовлен на паровой фабрике пианино в г. Санкт-Петербурге еще в XIX веке. Каким образом он попал во Владивосток и кому первоначально принадлежал, узнать, вероятно, не удастся.

И все-таки попробуем.

А в проводники пригласим книгу Валентина Саввича Пикуля «Крейсера». Как и все исторические романы, написанные В.С. Пикулем, эта книга не только документальна, но и почти не имеет вымышленных героев: подавляющее большинство их – реально существовавшие люди. Поэтому высказывания В. С. Пикуля о Восточном институте, рассказ о мичмане Сергее Панафидине с крейсера «Богатырь», который носился со своей виолончелью по всему г. Владивостоку, не зная, куда ее пристроить, зарисовки о культурной жизни Владивостока в период Русско-японской войны 1904-1905 годов – все в романе реально и подтверждено документами. Например, крейсер «Богатырь» сел на камни вблизи Владивостока во время одного из боевых выходов легендарного отряда владивостокских крейсеров.

А недавно мне в руки попала старая открытка с изображением этой аварии. Сравнив открытку с фотографией из «волшебного сундучка» нашего музея, я обнаружил полную идентичность изображенных на них скал. Это совпадение убеждает меня и в том, что после прочтения романа «Крейсера» мы с большой долей вероятности можем утверждать, что белый рояль, украшающий сейчас музейный зал Пушкинского театра, стоял в 1904-1905 годах в одном из домов на улице Алеутской, а конкретно – в доме доктора Парчевского.

И то обстоятельство, что белый рояль, украшающий сейчас зал литературно-исторического музея им. А.С. Пушкина, является реальным свидетелем событий, случившихся в первые годы ХХ века во Владивостоке, не вызывает у меня никаких сомнений. Полагаю, не вызовет оно сомнений и у Вас, уважаемый читатель, если Вы внимательно прочитаете или еще раз досконально перечитаете роман «Крейсера», написанный любимым мной историком и талантливым литератором Валентином Саввичем Пикулем.

Судьба распорядилась так, что я дважды встречался с этим удивительным человеком. Но встречи были настолько короткими, я был настолько закомплексованным, молодым и неопытным, что уже тогда все это казалось каким-то нереальным, как будто… во сне.

А сейчас сквозь дымку прошедшего времени я и вспомнить не могу толком, о чем шел разговор. А ведь говорил о чем-то… Помню, что в голове у меня вертелась одна и тоже мысль: «Эх, фотоаппарат бы сюда!»

Второй рояль, установленный на главной сцене Пушкинского театра, не связан с событиями Русско-японской войны 1904-1905 годов. Да и возраст его не позволяет даже намекать на какую-либо связь с историей начала ХХ века: рояль изготовлен в Германии в 1934 году на фирме «Блютнер».

И тем не менее этот музыкальный инструмент напрямую связан с событиями другой войны – Второй мировой, которая закончилась, как известно, атомной трагедией Хиросимы и Нагасаки и поражением Японии.

В свое время рояль стоял в фешенебельном салоне «Великой Германии» – крупнейшего пассажирского парохода гитлеровского рейха. По слухам, на этом пароходе часто бывал Адольф Гитлер и – то ли сам играл (во что с трудом верится), то ли наслаждался игрой лучших пианистов Германии на этом рояле. В 1943 году пароход «Великая Германия» был торпедирован и потоплен, а вскоре после войны поднят и передан в качестве трофея Советскому Союзу.

В нашей стране пароход отремонтировали, модернизировали, заменили паровую силовую установку на дизельную, удлинили корпус на 20 метров и назвали преображенный теплоход «Советским Союзом».

Отправили его на Дальний Восток, где это грузопассажирское судно вошло в реестр судов Дальневосточного морского пароходства. Долгие десятилетия «Советский Союз» стоял на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский, перевозя не только гражданских пассажиров, но и тысячи призванных на военную службу и уволенных в запас военнослужащих срочной службы.

В 80-х годах ХХ века, когда из-за резкого падения рентабельности морских пассажирских перевозок перед руководством Дальневосточного пароходства во весь рост поднялась необходимость решительного сокращения плановых убытков предприятия, судьба теплохода «Советский Союз» была решена. Сыграл в этом свою роль и возрастной фактор. Белоснежный океанский лайнер был переименован в «Тобольск» и продан на металлолом в Японию.

А любимый Гитлером рояль оказался в пригороде Владивостока, на задворках Дома отдыха моряков. Там инструмент и был обнаружен первым директором Пушкинского театра Б.Г. Косяковым. Он-то и предложил нам в 1999 году приобрести эти «музыкальные дрова».

Приобрели. Отреставрировали. Восстановили. Настроили. И вот, когда на своем первом концерте в Пушкинском театре зазвучал этот музыкальный инструмент, я вспомнил…

В начале шестидесятых годов ХХ века, когда по воле Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева тысячам первокурсников пришлось делить свой день между работой на предприятиях и вечерней учебой в институтских аудиториях, я работал судосборщиком (по профилю избранного факультета) на Дальзаводе. И вот как-то поставили в док на ремонт белокорпусный «Советский Союз». Бригадир прихватил меня, и мы взошли на борт красавца теплохода для выполнения каких-то корпусных работ в одном из залов-салонов этого лайнера.

Войдя в помещение, я обомлел, увидев роскошь и объемность громадного пространства холла: высокие и широкие трапы, укрытые не менее широкими ковровыми дорожками, изящные столики и стулья, великолепные картины на переборках и где-то в далекой дали этой роскоши на небольшом возвышении стоял элегантный темно-вишневый рояль.

Тот самый рояль, который через сорок лет будет найден на пригородных задворках Дома отдыха моряков и, изумительно отреставрированный, украсит сцену Пушкинского театра ДВГТУ…

Наш университет часто посещают иностранные гости. Бывают они не только в учебных аудиториях, но и на концертах в Пушкинском театре.

Узнав историю вишневого рояля, многие из них предлагают за этот инструмент немалые деньги, желая приобрести уникальную реликвию в собственность.

Сейчас рояль уже не удовлетворяет современным требованиям. Ко мне обращаются устроители концертов с просьбой раздобыть новый рояль. Но, во-первых, для этого надо где-то раздобыть средства, а во-вторых, мне почему-то жалко расставаться с легендой. Поэтому и сегодня рояль настраивают лучшие специалисты, и он продолжает звучать свежо и чисто, аккомпанируя даже звездам из Большого театра России.

Однажды во время выступления в Пушкинском театре Народной артистки СССР Героя Социалистического труда Елены Образцовой, я вышел на авансцену с большим букетом цветов. После слов благодарности за ее редкостный талант, я коротко рассказал о рояле, под аккомпанемент которого она пела.

Услышав про Гитлера, певица распахнула еще шире свои и без того огромные глаза и произнесла: «О, боже, со мной еще такого никогда не было!». Зал буквально взорвался аплодисментами.

от Турмов Геннадий Петрович

Геннадий Петрович Турмов (1941—2020) — судостроитель, краевед, педагог и общественный деятель. Доктор технических наук, профессор. Ректор Дальневосточного государственного технического университета (1992—2007), его президент (2007—2010). Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации (1994). Почётный гражданин Владивостока. В 2008 году выдвигал свою кандидатуру на выборах мэра Владивостока от КПРФ, занял второе место (34 тысячи голосов избирателей, 32,90%), уступив Игорю Пушкарёву. Сфера научных интересов Г. П. Турмова — проблемы коррозии и прочности сварных судовых конструкций, судоремонта, архитектуры кораблей и судов, вопросы высшего образования, истории. Он является автором более 700 работ, из них свыше 90 монографий, учебников и учебных пособий. Около 50 его книг и статей опубликованы на иностранных языках — английском, корейском, китайском и японском. Имеет 19 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Увлекался историей и филокартией. В последние годы активно занимался краеведческой деятельностью. Две краеведческие книги Г.П. Турммова, выпущенные издательством ДВГТУ — «Китай на почтовых открытках: 100 лет назад» и «Владивосток на почтовых открытках» были отмечены дипломами Ассоциации книгоиздателей на конкурсе «Лучшие книги года».

Добавить комментарий

Войти через соцсети