Мы заканчиваем публиковать фрагменты из великолепного двухчасового интервью от 19 июня 2020 г. известного российского историка Марка Солонина журналисту Владу Кульминскому. Бесспорно, эту программу нужно показывать в школах на уроках истории в России. Солонин энтузиаст и выдающийся специалист по началу Второй мировой войны. Все, что мы можем, это слушать, открыв рот. Правда чудовищна. Ложь как главная опора советской власти.
Продолжение.
Начало в «КД» №243, июль 2020
Влад Кульминский,
журналист, советник премьер-министра Молдовы в области внешней политики и стратегического планирования
– Почему Сталин не уехал в Куйбышев из Москвы? Ведь он был на грани принятия такого решения.
Марк Солонин,
российский историк, автор многих книг по началу Второй мировой войны
– Этого не знает никто. У меня есть не гипотеза, а некая догадка, что тов. Сталин подумал и решил, что товарищи (по партии) арестуют его в Куйбышеве, предадут народному суду, объявят виновником всего и как «врага народа» повесят, к тому ведь все и шло. Поэтому он решил, что из Москвы ему уезжать не надо. Я не шучу, потому что катастрофа такого масштаба в рамках того мышления и формата жизни, который был задан в Советском Союзе, всякая неприятность должна была иметь персональную причину. Как говорил нарком ж/д сообщений Каганович, «У всякой ж/д аварии есть фамилия имя и отчество». Катастрофа такого масштаба, заставившая советское правительство покинуть Москву и докатиться до Куйбышева (это уже 2000 км от западной границы), уж точно должна была иметь фамилию, имя и отчество. И ничего другого, как Иосиф Сталин, его соратники придумать не могли. Но – повторяю – это только моя догадка, и никаких документов, ее подтверждающих, пока мы не нашли.
– Тем более что Пакт Молотова-Риббентропа также можно было повесить на Сталина.
– Да, конечно, налицо предательство интересов СССР.
– Марк Семенович, почему Япония не напала на Дальнем Востоке? Ведь в то время она была крайне милитаристской державой, что и продемонстрировала, напав на США? Чем был вызван такой пацифизм по отношению к Советскому Союзу?
– Понятно, что слово «пацифизм» мы берем в кавычки, говоря о Японии той эпохи. Причина предельно простая: 26 июля 1941 года США заявили Японии, что или она выводит свои войска из всех территорий Юго-Восточной Азии, которые она к тому моменту захватила или пыталась захватить, или США прекращают поставки нефтепродуктов в Японию, вводят эмбарго на поставку нефти из любых других источников и американский военный флот получает приказ топить танкера под любыми флагами, которые везут нефть и нефтепродукты в Японию. На территории японских островов не было и нет ни одного грамма собственной нефти. Созданием промышленности по превращению каменного угля в моторное топливо они не озаботились, поэтому фактический ультиматум США означал или капитуляцию Японии, или отчаянную попытку вступить в войну с Америкой, которая превосходила Японию по всем мыслимым параметрам в разы, напасть первыми, нанести первыми сокрушительный удар, и, может быть, «кривая вывезет». Ну а дальше произошло, то, что произошло: Перл Харбор 7 декабря 1941 г. и дальше вся эта огромная история Тихоокеанской войны, о которой на территории бывшего СССР никто, конечно, не знает. В двух словах ответ на ваш вопрос: Советский Союз не имел 2-го фронта на Дальнем Востоке только потому, что Америка заставила Японию вступить в войну с США.
– То есть разгром Японии под Халкин-Голом был только одной из причин и далеко не главной?
– Я думаю, это вообще никакая не причина, потому что для Японии все, что происходило на территории никем не признанного Манчжоу Го и никем не признанной Монголии, было настолько локальным маргинальным фактором, что вряд ли кто-то о нем помнил. Они же не на Халкин-Гол пошли. После того как был нанесен сокрушительный удар по Перл Харбору, они начали захватывать острова в Юго-Восточной Азии (то, что сегодня называется Индонезией и Малайзией), после чего у них в руках оказалось 7,7 млн тонн нефти – уже не считаю всего прочего (олова, бокситов, натурального каучука и т.п., и т.д.). Вот они куда пошли, а не в безжизненную монгольскую степь.
– Советский Союз все же продал КВЖД Маньчжоу Го. Марк Семенович, каков был вклад союзников в победу над фашистской Германией? Ведь Сталин, по сути, всегда подозревал, что Британия и США хотят оставить его один на один с Гитлером, а потом, в случае поражения Советского Союза, было бы проще разбираться с Германией. Если бы это произошло, смогли бы они победить Гитлера без СССР?
– Конечно же, нет. Это в двух словах. А если подробнее, то лендлиз будет стоять на последнем месте в том перечне, который мы будем называть. Англо-американский блок заставил Германию вести Океанскую войну («Битва за Атлантику»). Эта война, о которой в нынешней России никто никогда не слышал и слышать ничего не хочет. Эта война, которая пожирала у Германии гигантские ресурсы.
В частности, подводных лодок (я об этом уже много раз писал и говорил) совокупный объем выпущенных во время войны просто по весу превосходил объем всех выпущенных танков. А учитывая, что произвести подводную лодку гораздо сложнее танка, то и ресурсы (инженерные, технологические, интеллектуальные и прочие) пожрала эта океанская война огромные.
Подводная война уничтожила весь запас дизельного топлива, в результате чего немецкие танки с первого до последнего дня воевали с бензиновыми моторами и горели, как свечи.
Война в Атлантике требовала огромного привлечения авиации для координации действия подводных лодок, в результате чего единственный у немцев дальний бомбардировщик «УралБомбер», который создавался для уничтожения уральских военных заводов, был вынужден воевать над Атлантикой и не сбросил ни одной бомбы на Урале. Союзники взяли сначала половину, а затем три четверти немецкой авиации, которая сражалась на Западе, пытаясь спасти Германию от разрушения.
Первый налет на Кельн с участием тысячи британских бомбардировщиков – это лето 1942 (!) года (почему-то многие наши граждане убеждены, что союзники начали бомбить немецкие города только в 1944 г.).
И это была только разминка. Потом был 1943-й, потом Гамбург, который за 3 дня и 3 ночи превратили в груду обгорелого кирпича, и, вообще говоря, зона сплошного разрушения в Гамбурге была в несколько раз больше, чем в Хиросиме. 200 тысяч разрушенных зданий… А дальше все это только нарастало, и во второй половине 1944 г. на Германию падало 100 килотонн в месяц. Для сравнения: специалисты, изучившие масштаб разрушений от атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки, пришли к заключению, что обычных бомб для такого рода поражения нужно было бы 2,2 килотонн.
Так что то, что падало на Германию во второй половине 1944 года, было 50 Хиросим в месяц.
Добавим к этому, что четвертая часть сухопутных войск вермахта была связана на Западном фронте и в Африке… Ну и плюс к тому лендлиз. Об этом нужно говорить отдельно. Назову лишь одну цифру – 18 млн тонн всякого дорогостоящего имущества совокупной стоимостью 9 тыс. тонн золота. Помните, мы с вами упомянули, что у немцев на лето 1939 г. было всего 14 тонн золотовалютных запасов? А здесь всякого добра приехало на 9 тыс. тонн золота, которое американцы сами и привезли. А для этого надо было построить гагантский флот этих самых кораблей типа «Либерти», что тоже еще забрало 2 млрд долларов, что соответствовало по стоимости Манхеттэнскому проекту (кодовое название программы разработки атомного оружия)?
Есть некие оценки, что масштаб лендлиза экономически в деньгах вдвое превосходит все сталинские инвестиции индустриализации 30-х годов. То есть лендлиз за 4 года – это 2 индустриализации всей нашей страны. Как можно еще ответить на ваш вопрос «Что бы произошло с Советским Союзом», если всего этого нет?
– Несколько вопросов по поводу послевоенного урегулирования в Европе. Послевоенные границы в ней как-то связаны с пактом Молотова-Риббентропа или нет?
– Юридически, конечно, нет. Послевоенные границы были установлены союзниками на Ялтинско-Потсдамской конференции. Разумеется, никому, в т.ч. и тов. Сталину, и в голову не могло прийти ссылаться на пакт Молотова-Риббентропа как на некий аргумент в этой дискуссии. Очень важно отметить, что пакт Молотова-Риббентропа в части дележа Польши был официально юридически денонсирован 30 июля 1941 года. Советское правительство подписало с польским законным правительством в изгнании (тем самым Лондонским правительством) соглашение, первая фраза которого начиналась со следующих слов: «Территориальные изменения, которые произошли в Польше, объявляются недействительными…». Так что пакт Молотова-Риббентропа был обнулен самим тов. Сталиным. Не от хорошей жизни, конечно, понятно, что надавили англичане.
Но на этом как-то нечестно будет поставить точку, надо поставить запятую и задать вопрос: что же вообще происходило и почему англо-американские союзники, обладающие огромным потенциалом, и экономическим, и военным (в Америке уже атомная бомба была на выходе)? Что с ними случилось и почему они позволили Советскому Союзу вернуть награбленное в рамках соглашения с Гитлером, да еще кое-что и добавить? Та же самая северная половина Восточной Пруссии (которая превратилась в Калининградскую область), кусок Словакии (которая превратилась в Закарпатскую область советской Украины), Дальний Восток… Вообще непонятно, каким образом Сталину разрешили мародерствовать на ДВ? И так далее. На этот вопрос у меня ответа нет. По-моему, ни у кого нет ответа, что происходило, прежде всего, в голове у Рузвельта, почему это все тов. Сталину было позволено?
– Черчилль, конечно, противился всему этому.
– Да, конечно, противился, но он был вторым в этом списке, что называется, пристяжная лошадь в этой упряжке.
– А могло ли быть другим послевоенное урегулирование в Европе с точки зрения раздела сфер влияния? Могло ли быть по другому в плане создания Советским Союзом себе лояльных режимов в Европе? Ему же этого могли и не позволить сделать, не так ли?
– Конечно, могли. Черчилль же предлагал высаживаться на Балканах, чему были все предпосылки. Уже были в Италии союзные войска, на Балканах в Югославии действовала фактически целая партизанская армия антигерманская. Там можно была уже высаживаться, имея поддержку на месте, и в таком случае наступлением на север просто отрезать Советский Союз от Европы в целом. Можно было не усердствовать с вооружением Красной Армии в 1944-1945 гг. Просто пару цифр. В бесконечных перечнях лендлиза мы находим 10 млн радиоламп – это обеспечило данной продукцией СССР на 10 лет вперед. Это зачем? Было поставлено огромное количество алюминия, который советская авиационная промышленность физически не могла использовать во время войны. Производство послевоенных наших истребителей было обеспечено на годы вперед лендлизовским алюминием. И так далее… Можно же было так сильно не безумствовать. Это очень большая, сложная и непонятная тема. А то, что полностью своровали атомную бомбу, которая была воспроизведена, что называется в микрон? Повторяю, это отдельная тема, которая сводится к тому, что очарование коммунистической идеей непреодолимо. Против нее устоять невозможно, в т.ч. и на западе. Все братья, все равны, а вокруг такая реальная капиталистическая жизнь (ганстеры, проститутки…). А при коммунизме наступит всеобщий рай. Хочется же помочь тов. Сталину, который этот рай на земле строит… Владимир Ильич в своем предвидении об использовании в своих целях «полезных идиотов» оказался прав.
– И последний вопрос. Раз вы говорите о коммунистическом рае. Каким образом в странах Восточной Европы создавались лояльные нам режимы, если, например, в Венгрии коммунистические идеи поддерживало не более 15% населения? За счет чего был создан этот пояс стран, входивших в орбиту Советского Союза?
– Ответ совершенно очевиден. Ни в одной стране, где не стояла Красная Армия и где не были созданы органы госбезопасности, полностью контролируемые советским НКВД, ни в одной такой стране рабочие и крестьяне почему-то не стали строить социализм. Исключительно в тех странах, которые Сталину позволили оккупировать и в которых он поставил свое НКВД, рабочие и крестьяне решили, что они истосковались по колхозу. Не мне рассказывать вам и вашим молдавским слушателям, как это все делалось…