Правда необычнее вымысла, потому что вымысел обязан держаться в рамках правдоподобия, а правда – нет.
Марк Твен

Окончание. Начало в №06 (188) июнь 2015

1918-1919 Владивосток. Только за 1919 год международной полицией было арестовано 280 русских бузотеров, пресечена 241 уличная драка, арестовано 135 преступников, закрыто 35 притонов, спасено 98 пострадавших и проведено 28 облав. Также были арестованы 1581 иностранец и 85 дезертиров союзных войск…

Будучи назначенным начальником Международной военной полиции, майор Джонсон с присущей ему энергией принялся наводить в городе законный порядок. «Состояние беззакония во Владивостоке неуклонно и стремительно растет, – писал Джонсон в своем докладе начальству. – Это один из первых городов в мире по количеству уголовников и числу преступных групп, организованных для убийств, грабежей, контрабанды и тому подобного. Здесь довольно много преступников, если так можно сказать, самого высокого класса, больше, чем где-либо в мире». Если бы Джонсону был известен страх, то он, вероятно, понял бы всю смертельную опасность своего назначения. Но не таков был Игнатьев.

На второй день своей службы в новой должности майор приказал развесить большие плакаты в местах, наиболее посещаемых преступниками. На каждом было написано: «Отныне Международная военная полиция будет отвечать за закон и порядок во Владивостоке. Все преступления и грабежи будут пресекаться на месте». Джонсон лично подписал каждую декларацию. К концу дня большинство листовок было изорвано и изрезано на куски. На других же были оставлены надписи: «Кто ты, черт возьми? Мы исправим тебя! Ты поедешь домой в гробу!»

И это были не пустые угрозы. Предыдущий начальник полиции на 9-й день своей службы был похищен и убит самым зверским способом. Ему отрубили руки по плечи, вспороли живот и воткнули туда руки крест-накрест. На одной из прокламаций Джонсона ему напомнили об этом, небрежно нацарапав: «Помнишь, что случилось с Никитовым?» Однажды во время патрулирования на Джонсона было произведено покушение, но выстрел только пробил стену у головы майора. И хотя цыганка нагадала ему страшную смерть, но это больше волновало его суеверных русских друзей, а Джонсону только добавило решимости в выполнении своих обязанностей.

Майор Джонсон разделил город на 12 секторов, назначив отвечать за каждый отряд военной полиции одной определенной страны. Были составлены карты самых опасных районов в городе, и сильные патрули были размещены вокруг них. Международная военная полиция стала единственной организованной силой, ведущую активную борьбу за порядок в городе. Только за 1919 год было арестовано 280 русских бузотеров, пресечена 241 уличная драка, арестовано 135 преступников, закрыто 35 притонов, спасено 98 пострадавших и проведено 28 облав. Кроме того, международные полицейские арестовывали и своих же союзников-интервентов. За различные нарушения были арестованы 1581 иностранец и 85 дезертиров союзных войск. За год было предотвращено 4363 различных правонарушения. Служба полицейских была крайне небезопасной – 51 военнослужащий погиб при исполнении своих обязанностей. Ранение штыком в плечо получил и начальник самой полиции – Самюэль И. Джонсон.

Отряды Международной военной полиции, оставаясь нейтральными, тем не менее сыграли немаловажную роль во время Гайдовского мятежа 17 ноября 1919 года. А сам Игнатьев именно за действия в ночь с 17 на 18 ноября был награжден орденами целого ряда стран. В эту ночь майор «три раза преодолевал полосу, находящуюся под интенсивным огнем противоборствующих сторон, и выводил мирных граждан через непрерывный огонь винтовок и пулеметов к вокзалу». Но, конечно же, самой дорогой полученной им наградой был орден Святого Георгия, так желаемый им в юности.

В январе 1920 года власть Колчака в Сибири пала, а 31 января во Владивостоке был отстранен от власти генерал Розанов. Красные партизаны отправили делегацию в город, чтобы обсудить с представителями союзников-интервентов переход Владивостока под совместный контроль. Сэм Джонсон и 100 солдат ждали их для встречи и сопровождения. Но неожиданно столкнулись с ротой японских пехотинцев, которые намеревались арестовать красных. Нисколько не смутившись, Джонсон приказал своим людям окружить партизан, ясно дав понять японцам, что такого он не допустит. Несколько напряженных моментов… и японский офицер дал команду отступить. 31 января красные партизаны вошли в город и предложили включить в Международную военную полицию свои силы. Однако американское командование уже приняло решение вывести свои войска из России. После поражения колчаковских сил пребывание иностранных сил на российской территории потеряло смысл.

17 марта майор Сэмюэль Игнатьев-Джонсон покинул Владивосток и был отправлен для продолжения службы на Филиппинские острова. 1 января 1921 года был уволен из армии в звании полковника. Некоторое время проработал на таможне по борьбе с незаконным оборотом спиртного в период действия «сухого закона». Перебравшись в Техас в 1925 году, стал жителем городка Эдна и землевладельцем округа Джексон, приобрел ранчо и 692 акров земли в районе Корделе.

Игнатьев-Джонсон стал самым награжденным офицером в армии Северо-Американских Соединенных Штатов на тот момент. За всю свою военную карьеру Игнатьев был награжден 30 боевыми орденами и медалями от 12 стран, а также еще довольно большим количеством медалей и наград за свои спортивные достижения.

Майор Сэмюэль Игнатьев-Джонсон за период службы получил награды: медаль Карнеги «За Героизм» (Гавайи-САСШ), орден Святого Георгия, орден Святого Владимира с мечами, орден Святой Анны с мечами, орден Святого Станислава с мечами (Россия), Крест за выдающиеся заслуги (САСШ), медаль «За службу в Сибири» (САСШ), орден (крест) за выдающиеся заслуги (Великобритания), Военный крест (Чехословакия), Военный крест (Франция), орден Короны Италии (Рыцарь ордена короны Италии), орден Восходящего солнца (Япония), орден Вень-Ху (Орден Полосатого Тигра) (Китай), орден Белого орла с мечами (Сербия).

Последние годы своей жизни Сэмюэль Игнатьев-Джонсон провел в Сан-Франциско, штат Калифорния, где жил со второй женой Флоренцией и сыном Иваном от предыдущего брака. Последние 10 лет жизни Игнатьев из-за ран и перенесенных тягот был прикован к постели и передвигался на инвалидном кресле. Умер Борис Иванович 24 февраля 1948 года в возрасте 74 лет, похоронен на Национальном кладбище в Сан-Франциско.

В 1919 году за свою деятельность на должности начальника Международной военной полиции он был удостоен звания почетного гражданина города Владивостока. Однако в нынешнем списке почетных горожан приморской столицы ни Самюэль И. Джонсон, ни Борис Иванович Игнатьев не значатся.

Добавить комментарий

Войти через соцсети