НАСТАЛО ВРЕМЯ КАМНИ СОБИРАТЬ
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно…
М.Ю. Лермонтов
Игорь Н. Петренко, 914-665-1883
В канун Нового года хочу поделиться с читателями «КД» новостью, которая прошла в общем-то незамеченной. В начале октября в Покровском парке был установлен Камень памяти. Напомним, что в 1990 г. нашему городскому парку был возвращен статус Мемориального Покровского парка. Оно и понятно: устраивать танцплощадки, воздвигать клубы, строить аттракционы на месте, где покоятся наши предки (в большинстве случаев – неперезахороненные) нормальным людям в голову не приходит.
И хочется выразить огромную благодарность организаторам этого славного Дела: Н.Г. Мизь (идейное руководство и вся историческая составляющая), С.В. Иванов (предоставление Камня и вся последующая работа с ним), А.Г. Филькин (финансовая поддержка и активное участие в консультациях в процессе изготовления памятника).
Без сомнения, никто так глубоко не изучил историю Покровского мемориального парка, как Нелли Григорьевна Мизь. Об этом говорит ее уникальная работа «Покровский некрополь Владивостока», изданная в 2012 г. Книга посвящена 110-летию церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с постройки которой в 1902 г. во Владивостоке появились названия: Покровское кладбище, Покровская улица, площадь, гора. Впервые были опубликованы списки захороненных на Покровском кладбище, составленные по выпискам из метрических книг церквей Владивостока (1879-1929 гг.), а также из публикаций владивостокских газет.
Теперь о самом Камне (со слов Сергея Иванова). Вес – 3,5 тонны. Порода – Кноррингский мрамор (конгломерат). Месторождение – Спасский район (вблизи ст. Кнорринг, названной в честь инженера-путейца Ф.И. Кнорринга, который волею судьбы тоже упокоен на Покровском кладбище). Миллионы лет формировался он в вулканическом жаре и зимнем холоде. А сейчас обрел свое предназначение – стал памятником десяткам тысяч людей. Мы сделали то, что смогли. Наш друг и поэт из Большого Камня Сергей Прохоров посвятил этому следующие строки:
Судьбу свою нам сложно выбирать.
Мы не заглянем в жизненные дали;
Настало время камни собирать,
Которые когда-то разбросали.Поступок добрый в жизни соверши
И никогда не думай о подарке.
Мы камень сняли со своей души,
Чтобы поставить здесь, в Покровском парке.
«Это огромный, таинственный, сложный и целостный мир, который живет своей медленной, внешне неподвижной, но тем не менее действительной жизнью. И любое внедрение в этот мир порождает множество проблем различных взаимосвязанных уровней его существования: религиозных, мистических, нравственных, культурных, исторических, материальных, финансовых, административных и других».
Эти строки взяты из исторического очерка Н.Г. Мизь «Покровский некрополь Владивостока», публикацию которого в сокращенном виде мы начинаем с этого номера. Главная задача – это восстановить историческую и нравственную значимость Покровского кладбища, несмотря на многие годы «культурного забвения».
Тот, кто забыл могилы близких, не найдет и собственную
Древнее изречение
Во все века и у всех народов места захоронения предков были особо почитаемыми и охраняемыми! Так было и в православной России, где сложились свои обычаи и традиции, связанные с практикой кладбищенской жизни и регламентируемые законами Православной церкви. Непререкаемой была позиция необходимости сохранения всех могил, в том числе и непосещаемых. Особое значение придавалось кладбищенским церквам, особый смысл имели прогулки по кладбищу. Поминальные обряды на кладбищах носили общенародный характер в дни особого поминовения усопших (Радоница, Суббота Троицкая, Суббота Димитриевская и др.).
Воинствующий атеизм стал, по-видимому, одной из главных причин варварского отношения к кладбищам. Бюрократическое хозяйствование обездушило и обезличило похороны, сделало убогим похоронный ритуал. Сложившаяся в 30-50-е годы практика перенесения захоронений – одно из проявлений общего падение культуры, варварское нарушение связей с историческим и культурным прошлым. Вот что писал протоиерей Александр Талько в предисловии к историческому очерку Н.Г. Мизь:
«История Покровского кладбища г. Владивостока вместила в себя всю метаморфозу души русского человека за последнее столетие: от высот святости до безграничного падения в бездну святотатства. Без осознания последнего невозможно возвращение к первому. Без видения реального состояния настоящего невозможно лучшее будущее. Выражаю надежду, что издание этих материалов поможет нашему прозрению и осознанию глубины нашего нравственного падения. Возможность достижения лучшего будущего, очевидно, связана с исправлением нашего отношения к памяти и могилам наших предков. Достойным свидетельством такого исправления может и должно стать восстановление Покровского храма и кладбища как памятника-святыни. Очень хочется, чтобы те, кто будет приезжать в наш город, узнавали в нас, через наше Покровское кладбище, людей, помнящих свое родство, свои корни. И чтобы происшедшее не могло повториться никогда».
Покровское кладбище – ЦПКиО – Покровский мемориальный парк
Список захороненных, согласно выпискам из метрических книг и газетным публикациям (умерших с 1884 по 1922 гг.). На сегодня известны имена и даты ~800 человек. Среди них – большая часть первооткрывателей Владивостока, все первые лица, даже внучатый племянник Пушкина, и многие другие! Важно увековечить их память, благоустроить парк и всем знать о нашей истории, тем более что парк носит статус мемориального. Постановление главы администрации г. Владивостока от 31 января 1995 года «О предоставлении Православному приходу Покрова Божией Матери Владивостокской епархии Русской Православной Церкви г. Владивостока земельного участка территории Покровского парка».
Местом захоронения Покровское кладбище стало, по-видимому, в 70-е годы позапрошлого столетия, когда в силу объективных причин было закрыто первое кладбище города, располагавшееся на берегу бухты Золотой Рог, рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы. Современный сквер между памятниками Г.И. Невельскому и Морякам торгового флота – это бывшее первое кладбище поста Владивосток. И если местоположение его было определено в основном стихийно, то формирование Покровского диктовалось градостроительной политикой молодого города-порта.
Первым регламентирующим актом этой политики можно считать предписание генерал-губернатора Восточной Сибири В.А. Римского-Корсакова начальнику поста лейтенанту Н.Я. Шкоту: «Надо учитывать, что Владивосток, возможно, станет нашим главным портом и городом на Тихом океане. Поэтому приказываю землю в порту отводить всем, кто захочет ее приобрести. Каждый участок должен быть 15×30 саженей, чтобы было по восемь участков в квартале; кварталы должны быть прямоугольными, чтобы потом не приходилось исправлять улицы, коим быть 10 саженей в ширину». Это предписание определило будущую планировку города, которая впервые была отражена в «Беловом плане-проекте Владивостока», составленном областным землемером М. Любенским.
Прямоугольная сеть улиц этого плана четко прослеживается в сохранившемся старом центре Владивостока: Фокина (Пекинская), Семеновская, Фонтанная, Пологая, прапорщика Комарова, Уткинская (Последняя). Эти улицы как бы «нанизаны» на Океанский проспект (Китайская улица). К сожалению, позднейшие, часто мало или совсем не оправданные, переименования разрушили топонимическую историчность.
Старое название улицы Уткинская – Последняя – определяло положение этой улицы. Она была последней в планировке уличной сети в этой части города в 70-е годы прошлого века; за нею поднимался малоудобный для застройки холм, покрытый лесом. Здесь, за Последней улицей, возникло кладбище. Вначале оно называлось просто городским и собственного имени не имело, а когда на склоне холма, обращенном к улице Китайской, началось строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы, кладбище стало называться Покровским.
Это имя носили также улица (ул. Октябрьская); площадь – сейчас это часть Океанского проспекта перед входом в парк; месторождение зеленого камня – диабаза, из которого выложена подпорная стенка и башенки у входа в парк.
В 1990 году в Покровском парке при сносе памятника Ленину обнаружили нетронутый фундамент Покровского храма…
Покровская церковь, построенная в 1902 году около городского кладбища, была вторым приходским храмом города. Идея ее строительства впервые была высказана священником Александром Муравьевым в отчете о состоянии благочиния за 1897 год. Он обратился к епископу Камчатской епархии Евсевию с просьбой об отчислении «какой-либо суммы (тысячи три) из средств комитета по устройству церквей в Приморском крае» и о разрешении начала сбора пожертвований на строительство будущего храма. Приезд епископа Евсевия во Владивосток в июле 1898 года во многом способствовал благоприятному решению вопроса. Благодаря его личному содействию городская Дума выделила из городского бюджета на постройку церкви десять тысяч рублей.
15 ноября 1898 года на заседании церковно-приходского попечительства был избран строительный комитет по сооружению новой церкви. Председателем комитета стал настоятель Успенского собора протоиерей А. Муравьев, а в члены комитета были избраны именитые жители Владивостока: В.П. Бабиннев, К.Н. Шулынгин, Д.А. Кочетков, П.М. Пономарев, К.Ф. Ильницкий, М.К. Федоров, М.И. Суворов, А.В. Суханов, М.С. Манаев, М.И. Покровский. Комитет приступил к работе незамедлительно. 2 января 1899 года была обследована местность на склоне горы, вблизи кладбища, в конце Китайской улицы, и члены комитета нашли ее вполне подходящей для строительства. Поэтому на заседании комитета было решено просить городскую Думу об отводе участка земли под строительство церкви и необходимых дополнительных помещений на выбранном участке площадью: 40 саженей (около 85 м) вдоль улицы Китайской и к востоку от Китайской улицы – 50 саженей (около 106 м), – всего две тысячи квадратных саженей. Постановлением Думы от сентября 1899 года просимый участок был отведен под строительство храма.
Сооружение церкви началось в 1900 году, торжественная закладка состоялась 3 мая. Строилась она бригадой китайских строителей под руководством Хэ-Ю-Шена, который имел большой опыт подобных работ. Епископ Евсевий предложил «строить новый храм по плану кладбищенской в г. Благовещенске церкви… во имя Покрова Божией Матери». Постоянное наблюдение за строительством вели епископ Евсевий, заведующий постройкой церквей в Южно-Уссурийском крае священник М. Кассельман, церковный староста Успенского Собора В.О. Жариков, имеющий большой опыт организации и ведения строительных работ. 29 сентября 1902 года построенный храм был торжественно освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ритуал освящения совершил епископ Евсевий. На торжествах присутствовали представители администрации города и области, именитые горожане: М.И. Суворов, А.В. Суханов, директор Восточного института, известный ученый-востоковед Д.М. Позднеев.
Пятиглавый Покровский храм был рассчитан на семьсот человек, но по праздникам вмещал тысячу верующих. Благодаря высокому центральному куполу и большому количеству окон, в храме было много света и воздуха. Просторной и светлой была алтарная часть храма. Церковь имела три входа, с западной стороны – вход на колокольню. В начале 1904 года в храме устанавливается позолоченный иконостас, появляются иконы хорошей работы, колокола. Временные деревянные кресты на куполах заменяются железными с позолотой.
Из остатков строительных материалов по благословению епископа Евсевия при церкви была построена школа для детей Корейской слободы. Церковно-приходская школа была освящена 5 ноября 1902 года. Заведовал школой священник Покровской церкви Василий Попов; кроме него в школе работали два учителя. В ней обучалось около 30 корейских мальчиков и девочек и несколько детей из русских семей. Каменное здание школы находилось на перекрестке улиц Китайской и Покровской (ныне Океанский проспект и улица Октябрьская); сейчас на этом месте находится жилой дом и кафе-мороженое «Пингвин».
На заседании президиума Губернского исполкома от 30 марта 1923 года было решено: «Кладбища Покровское и старообрядческое, находящиеся в центре города среди населенных кварталов закрыть». В 1932 году по решению горисполкома была закрыта и Покровская церковь. А в 1935 году храм разрушили…
Тридцатые исторические годы были наполнены энтузиазмом созидания всего нового, советского, грандиозного. В эти годы был разработан знаменитый план «Большой Владивосток». В 1934 году решением Совнаркома СССР Владивосток был включен в число первых пяти городов союзного значения. Его называли: «Столица Дальневосточного края», «Союзный форпост на Тихом океане», «Кронштадт Советского Дальнего Востока». Кинорежиссер Александр Довженко, снимавший фильм о Владивостоке, назвал его Аэроградом.
Первая экспертиза генплана, разработанного архитектором Е.А. Васильевым, состоялась в июле 1938 года, окончательное утверждение – в октябре 1940 года. Он был рассчитан на 15 лет и предусматривал население города в количестве 460 тысяч.
Частью этого грандиозного плана был городской парк культуры и отдыха. В генплане об этом говорилось: «Городской парк культуры и отдыха, располагается в Куперовской пади и включает территорию бывшего Покровского кладбища, ныне осваиваемую как первая очередь парка. Из нижней части парка намечается выход к пляжам на берегу Амурского залива через аркаду над полотном железной дороги, проходящей здесь в данное время, высокой насыпью. Территория парка культуры и отдыха непосредственно связана с сопочной зеленой грядой, идущей по городскому перевалу и служащей защитой города от северных ветров. Общая территория парка 75 га».
План создания парка был воплощен в жизнь лишь частично: из огромной проектируемой территории парка в 75 га парковой зоной стало лишь 9 га. Это был, в основном, православный участок Покровского кладбища. Превращение кладбища в парк культуры и отдыха, конечно, не проходило «безболезненно» для города, были протесты и противодействия, но изменения гражданского самосознания в тридцатые годы были необратимыми. Массовость мероприятий, грандиозность новостроек, с одной стороны, и преследование религиозных организаций, упадок нравственности и духовности, с другой – были характерными приметами того времени. Об этом говорит печать тех лет. Газета «Красное Знамя» от 15.08.1935 г. сообщала: «Осенью 1934 года начались субботники по строительству парка… «Коммунстрой» продал каменную ограду, ограждавшую парк со стороны Суйфунской улицы (ныне улица Уборевича). В парке было до 200 тонн ценного мрамора (в т.ч. много итальянского). Мрамор должен был быть использован для отделки парка, но Осипов («Коммунстрой») продал его за 600 рублей «Рыбопродукту» для отделки лестниц вновь строящегося дома…
Весной этого года строительство парка возобновилось (прекращено было зимой из-за холодов). Тысячи трудящихся, комсомольцев, моряков, красноармейцев выходили на субботники. В парке сделано многое: оборудован детский уголок (открыт 24 июля 1935 года), малый театр, аллеи, площадки, качели».
В 1956 году были установлены парковые скульптуры, в т.ч. – памятник В.И. Ленину (автор проекта С.Д. Меркуров), причем он был установлен на фундаменте снесенной Покровской церкви.
В истории Покровского кладбища тридцатые годы были последними, так как далее началась история Центрального городского парка культуры и отдыха…
23 июня 1990 года произошло важное событие в истории города, когда сессия Владивостокского Горсовета приняла решение: «Объявить Центральный парк культуры и отдыха мемориальным Покровским парком… Ввиду особой исторической значимости бывшего Покровского кладбища (ныне ЦПКиО) как некрополя виднейших деятелей периода освоения края и героев революционного движения, прекратить на его территории всякое строительство и сооружение аттракционов на период до утверждения статуса парка на сессии горсовета».
Это решение всколыхнуло городскую общественность; средствами массовой информации выражались самые различные, порой противоречивые мнения по поводу настоящего состояния и будущей судьбы кладбища-парка. Свое отношение к этому вопросу выразил Евгений Степанович Шаламай, житель Владивостока, свидетель разрушения церкви и кладбища:
На самой окраине Владивостока,
Под сопкой Орлиной на склоне высоком,
Покровская церковь когда-то стояла,
Покой на кладбище она охраняла.
Кто был похоронен под сводами кленов?
Быть может моряк в путешествья влюбленный?
Быть может крестьянин из дальней России,
Что шел на край света ногами босыми.
Там, где родных поминали на святках,
Оформили красочно танцеплощадку.
Пробили аллеи по кровлям могил
И саксафон вальс-бостон загнусил.
Чем же, товарищи, кладбище стало?
Может из пепла Покрова восстанет
Память усопших – суровая память?
В этот тяжелый, запутанный век
Совесть проснется в тебе человек?
Стихотворение, написанное в сентябре 1990 года поэтом-любителем, удивительно точно отразило отношение горожанина-патриота к абсурдной ситуации с парком-кладибщем. Автор не обвиняет, а призывает к пробуждению совести. Более резко, с обвинениями в жестокости и безнравственности, эту же тему поднимает в своем стихотворении журналист из г. Южно-Сахалинска Дмитрий Баранов, побывавший во Владивостоке в ноябре 1989 года:
Молча плачет вечный камень,
Никнет мерзлая земля;
На горе большевиками
Храм разрушен Покрова.
Стынет кровь людская в жилах,
Взгляд в былое слишком прост:
Парк раскинут на могилах –
Стерт с лица земли погост.
Меж деревьев ветер свищет,
Ночь лежит как черный стяг,
Пляшет детство на кладбище –
На отеческих костях.
Страх ползет – как вор за ворот…
До чего же ты жесток,
Удивительнейший город –
Порт морской – Владивосток.
Нет глумлению прощенья.
Упилась безбожьем власть…
Предо мной невинной темью
Церковь зримо поднялась.
Вместо послесловия.
В 1990 г. нашему городскому парку был возвращен статус мемориального. Оно и понятно: устраивать танцплощадки, воздвигать клубы, строить аттракционы на месте, где покоятся наши предки (в большинстве случаев – неперезахороненные), нормальным людям в голову не приходит. А для того, чтобы мы помнили об этом, в начале октября прошлого года неравнодушными людьми в Покровском парке был установлен Камень памяти. Хочется выразить огромную благодарность организаторам этого славного Дела: Н.Г. Мизь (идейное руководство и вся историческая составляющая), С.В. Иванову (предоставление Камня и все работы с ним) и А.Г. Филькину (финансовая поддержка).