Такие люди, как Людмила Волкенштейн, много сделали для совершенствования человека и верили, что жертвы, ими понесенные, страдания, ранние смерти, облегчат дорогу к достойной человеческой жизни. И не их вина, а наша беда, что мы часто забываем о нашем прошлом, о предначертанной нам судьбе, что темные силы застят, злые ветры задувают тот жертвенный огонь, что зажжен для нас российскими Прометеями, людьми могучего духа и великого подвига.

Виктор Астафьев

Людмила Александровна Волкенштейн, урожденная Александрова, – одна из активнейших участниц революционного движения в России, член партии «Народная воля»; последние годы своей недолгой, но яркой жизни прожила во Владивостоке вместе с мужем А.А. Волкенштейном.

Александр Александрович Волкенштейн родился в 1851 году в аристократической, близкой к императорскому двору семье. Основателем семьи был австрийский офицер Иоганн фон Волкенштейн, который сражался в рядах русской армии Петра I в чине генерал-майора. За проявленное при этом мужество получил дворянское звание и графский титул. Нарушив семейные традиции, Александр не стал осваивать военное дело. Он окончил Киевский университет, получив специальность врача. В студенческие годы он принимал участие в революционном движении молодежи, но при этом был противником радикальных мер и терроризма. Волкенштейн утверждал, что «необходимо помочь народу практически, не идеями его кормить, а хлебом, тем более что крестьянин не в состоянии еще эти идеи понять. Нужно идти в народ, чтобы помогать ему лечить его… Надо заниматься не проповедями, а делом…».

Людмила Александровна Александрова родилась 18 сентября 1857 года в дворянской семье. Ее отец был сыном мелкопоместного дворянина, служил главным лесничим в казенном киевском лесничестве. Через год после окончания гимназии Людмила вышла замуж за молодого земского врача А.А. Волкенштейна, вскоре у них родился сын Сергей.

Летом 1877 года А. Волкенштейн был арестован за пропагандистскую деятельность. Это событие стало переломным в дальнейшей судьбе Людмилы Александровны. Она отказалась от спокойной семейной жизни и решительно приобщилась к революционной деятельности. Людмила приняла участие в подготовке покушения на харьковского губернатора, князя Д. Кропоткина, известного своей жесткостью к находящимся под арестом революционерам. Она наняла конспиративную квартиру в Харькове, где собирались подпольщики. После удачного исполнения террористического акта она была вынуждена выехать за границу, где прожила несколько лет (в Швейцарии, во Франции, в Италии и Болгарии).

В 1884 году Л.А. Волкенштейн возвратилась в Петербург, где сразу же была арестована и предана суду. Решением суда от 28 сентября 1884 года она была приговорена к смертной казни. От подачи прошения на помилование Людмила Александровна категорически отказалась. После непродолжительного пребывания в камере смертников Людмила узнала, что «монаршей милостью» смертный приговор был заменен отбыванием наказания в Шлиссельбургской крепости.

12 октября 1884 года Людмила Александровна была заключена в одиночную камеру Шлиссельбурга, где она содержалась почти 13 лет. Это были трудные годы, когда узники Шлиссельбурга, занимая тесные камеры, лишенные удобств, не имели связи с внешним миром, никакие звуки не проникали извне. Тишина, полная отрешенность от окружающего мира делали жизнь в Шлиссельбурге невыносимой; не все революционеры выдерживали эти условия: кто-то уходил из жизни добровольно, у многих возникали психические расстройства и смертельные болезни. В этих, казалось бы, невозможных для жизни условиях, которые сломили многих революционеров, Людмила сохранила свою великую любовь к людям, была полна благородного мужества и неуклонной стойкости.

В 1896 году по случаю коронации Николая II Л. Волкенштейн была освобождена из Шлиссельбурга и отправлена в ссылку на Сахалин. 2 ноября 1897 года, через 52 дня трудного морского пути на пароходе «Ярославль», Людмила с группой каторжан прибыла в сахалинский порт Корсаков.

Людмиле Александровне было 22 года, когда она приняла участие в покушении на жизнь харьковского генерал-губернатора Д. Кропоткина. Ей было 27 лет, когда она была приговорена к смертной казни. Ей исполнилось 39 лет, когда она вышла из крепости Шлиссельбург.

На Сахалине в Корсакове она вначале поселилась у доктора Н.В. Кириллова, в семье которого нашла приют и внимание. Имея фельдшерское образование и практический медицинский опыт, она получила место в Корсаковской больнице. Кроме того, она заведовала аптекой.

Весной 1899 года, совершив полугодовое морское путешествие, в Корсаков прибыл Александр Александрович Волкенштейн, решивший быть рядом с женой во время отбывания ею каторжных работ на Сахалине. Он вначале работал врачом-эпидемиологом, затем стал заведовать тюремным лазаретом. Кроме того, он открыл кабинет частно практикующего врача.

В 1900 году Людмила и Александр переехали в Александровск, продолжая медицинское обслуживание каторжан и местного населения. Людмила, кроме медицины, занялась литературной деятельностью. Она регулярно печаталась в газете «Амурский край», в 1901 году написала большую статью о жизни и работе японских рыбаков на промыслах Южного Сахалина (журнал «Русское богатство»).

В сентябре 1902 года супруги Волкенштейн, получив разрешение от генерал-губернатора Приамурского края Н.И. Гродекова, поселились во Владивостоке. Доктор А.А. Волкенштейн стал организатором санитарной службы и первым санитарным врачом Владивостока.

С началом русско-японской войны Людмила стала работать фельдшером и оказывать большую помощь А.А. Волкенштейну в организации курсов медицинских сестер. Она вела активную общественную деятельность: публиковала статьи и заметки, выступала на митингах и собраниях, осуждая власти за участие в войне. В декабре 1905 года Людмила Александровна писала в письме своему товарищу по Шлиссельбургу Михаилу Николаевичу Тригони:

«…Во Владивостоке движение солдатское очень усилилось, толчок идет от России… Открываем кружки для собеседований по социально-политическим вопросам. Решено игнорировать запрещение митингов… Ждали нападения казаков, но, очевидно, власти убоялись…».

10 января 1906 года на улице Первой Морской, у здания цирка, состоялся общегородской митинг, где в последний раз выступила Людмила Волкенштейн. После окончания митинга его участники большой колонной с духовым оркестром направились к зданию штаба крепости на Вокзальной площади. Здесь демонстранты были расстреляны пулеметными очередями. Среди первых погибших была Людмила Александровна. Она была похоронена, как и другие жертвы расстрела, 16 января 1906 года на Покровском кладбище.

Похороны погибших вылились в общегородское траурное шествие, которое разлилось по многим улицам города.

У могилы Л. Волкенштейн на Покровском кладбище состоялся многолюдный митинг, на котором выступали многие ораторы с клятвой продолжать борьбу во имя Свободы и Равенства. На временном памятнике была укреплена лента с надписью: «Борцам за Свободу!».


История Покровского парка

Регулярные опросы наших читателей показывают устойчивый интерес к истории Покровского парка – бывшего Покровского кладбища. С наиболее известными гражданами Владивостока, похороненными на нем, мы уже успели познакомить наших бизнесменов в целом ряде публикаций. Коротко об истории разрушения храма и строительстве Парка культуры и отдыха мы уже рассказывали (см. статью Н.Г. Мизь «Мы живем, под собою не чуя страны», КД №217, февраль – 218, март в 2018 г.). Люди, по-видимому, начинают осознавать, что строить танцплощадки на месте кладбища и воздвигать памятник Ленину на фундаменте варварски разрушенного православного собора было не совсем правильной идеей. Теперь, благодаря книге Н.Г. Мизь, мы знаем об этом гораздо больше.

Нелли Григорьевна Мизь

История Покровской церкви
Продолжение, начало в «КД» №217, февраль 2018

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы строилась как второй городской (после Успенского) приходской храм. Но из-за близкого расположения к кладбищу ее часто называли кладбищенской церковью. Основными этапами в сооружении Покровского храма были следующие события.

В марте 1898 года благочинный владивостокских церквей и настоятель Успенского собора о. Александр Муравьев на заседании приходского попечительства поставил вопрос строительстве второго приходского храма. После обсуждения вопроса участники заседания постановили: ходатайствовать перед городской Думой о выделении средств на сооружение храма.

Активную деятельность по вопросу строительства второго приходского храма во Владивостоке проявлял протоирей Александр Муравьев. Так, в июне 1898 года он обратился к Преосвященнейшему Евсевию, епископу Камчатскому (Приамурье тогда входило в эту епархию) с просьбой разрешить: открыть подписку по сбору средств среди жителей Владивостока; завести кружку для сбора пожертвований в Успенском храме; выдать сборную книгу; отчислить 3 тыс. рублей из средств Комитета по устройству церквей в Приамурском крае. Ходатайство о. А. Муравьева было удовлетворено.

Вскоре состоялся визит владыки Евсевия во Владивосток, его личное содействие значительно продвинуло вопрос о строительстве второго приходского храма в городе. В сентябре 1898 года городская Дума выделила из городского бюджета 10 тыс. рублей на сооружение церкви.

В день праздника Покрова Божьей Матери, 1 октября 1898 года, с церковной кафедры Успенского собора прозвучало приглашение к пожертвованию на будущий храм, который было решено устроить в честь Покрова. Приглашение многократно публиковалось в местных газетах, а также в «Приамурских ведомостях».

В октябре – ноябре 1898 года о А. Муравьев разослал 69 подписных листов казенным учреждениям, торговым фирмам, именитым жителям Владивостока. Общий сбор пожертвований по этим подписным листам составил 7843 руб. 70 коп. Концу 1898 года общая собранная сумма на строительство храма составила 17 тыс. рублей. И хотя этих средств для строительства каменного здания церкви было недостаточно, работы по ее возведению начались; одновременно продолжался сбор пожертвований.

В ноябре 1898 года начал действовать Строительный комитет по постройке приходского храма. Комитет был избран на заседании церковно-приходского попечительства. В его состав вошли именитые жители города, предприниматели, общественные деятели, купцы: В.П. Бабинцев, К.Н. Шулынгин, Д.А. Кочетков, К.Ф. Ильницкий, М.К. Федоров, М.И. Суворов, А.В. Суханов и др. Председателем Строительного комитета стал протоирей А. Муравьев, секретарем – о. М. Кессельман.

В январе 1899 года Комитет выбрал участок городской земли для постройки церкви и необходимых для церковного причта помещений. Этот участок, площадью около 2 тыс. кв. саженей, располагался в конце улицы Китайской (ныне – Океанский проспект – прим. ред.) за пределами городской застройки.

В феврале 1899 года Строительный комитет объявил конкурс на проект храма. Были предусмотрены премии за проекты, занявшие первые три места: 300, 150 и 100 руб. Условия конкурса первоначально были опубликованы в газете «Дальний Восток» 15 февраля 1899 года, затем – в других газетах. Срок представления проектов на конкурс был ограничен 10 апреля 1899 года. К назначенному сроку проекты не поступили, таким образом, конкурс не состоялся. Но пожертвования на строительство храма продолжали поступать. В ответ на ходатайство генерал-губернатора император Николай II из собственных средств выделил 5 тыс. руб., деньги были незамедлительно присланы во Владивосток.

В марте 1899 года во Владивосток прибыл Преосвященнейший Евсевий – первый епископ только что учрежденной Владивостокской епархии. Владыка Евсевий проявил активную деятельность во всех вопросах, связанных с сооружением храма. По его предложению Строительный комитет принял несколько важных решений: строить храм по плану кладбищенской церкви в Благовещенске; заготовку строительных материалов вести хозяйственным способом; просить И.С. Багинова принять на себя технический надзор за работами; просить И.М. Суворова принять на себя обязанность заготовителя строительных материалов.

В марте 1900 года во Владивосток приехала бригада Хе Юшена, с ним было заключено подрядное соглашение на земляные (по устройству фундамента) и каменные работы. В апреле, как только оттаяла земля, начались работы по рытью каналов для фундамента.

По предложению Владыки Евсевия существенную помощь оказал Комитет по постройке Владивостокского кафедрального собора, который 17 октября 1900 года на своем заседании постановил: «…выдать заимообразно из поступивших и имеющих поступить на постройку собора сумм, по мере накопления таковых, на окончание постройки градо-Владивостокской кладбищенской церкви беспроцентную ссуду до 30 тысяч рублей с возложением обязательства о возврате сей суммы по окончании постройки».

Благодаря этой материальной помощи постройка Покровского храма к октябрю 1901 года была вчерне завершена. Весной и летом следующего года были выполнены основные отделочные работы: выложены 6 печей, оштукатурены стены и купол, вставлены оконные рамы со стеклами и двери, сделаны три входа, утрамбованы и выложены плиткой, выписанной из Гамбурга за 1600 рублей, пол, устроены хоры, сделаны водостоки.

Торжественное освящение Покровского храма состоялось 29 сентября 1902 года. Чин освящения совершил епископ Евсевий.

Продолжение следует


Как благоустроить Покровский парк, носящий статус мемориального?

Список захороненных, согласно выпискам из метрических книг и газетным публикациям (умерших с 1884 по 1922 гг.). На сегодня известны имена и даты ~800 человек. Среди них – большая часть первооткрывателей Владивостока, все первые лица, даже внучатый племянник Пушкина, и многие другие! Важно увековечить их память, благоустроить парк и всем знать о нашей истории, тем более что парк носит статус мемориального. Постановление главы администрации г. Владивостока от 31 января 1995 года «О предоставлении Православному приходу Покрова Божией Матери Владивостокской епархии Русской Православной Церкви г. Владивостока земельного участка территории Покровского парка».

от Петренко Игорь Николаевич

С 1990 года специализируется в области допечатной подготовки (журналы, книги, фотоальбомы, календари). 1993-1998 - стажировка в A.T. Publishing & Printing Incorporation, USA. С 1998 г. по настоящее время является учредителем и главным редактором журнала «Клуб Директоров» (до 1 марта 2011 года - «Восточный Базар»). Отдельное направление - оцифровка архивов и книг Русского Зарубежья с последующим размещением их в электронном формате на специально созданном для этого ресурсе Uniting Generations. Основная цель проекта - дать вторую жизнь книгам (изданным Русской диаспорой за последние 100 лет), которые после оцифровки становятся доступными всем пользователям интернета на 150 языках.

Добавить комментарий

Войти через соцсети