В Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева создан и продолжает активно пополняться фонд “Русское Зарубежье”, материалы которого позволяют вводить в научный оборот новую интересную информацию. Фонд “Русское Зарубежье” включает в себя не только официальные документы и материалы, но и материалы из личных архивов наших соотечественников. Интересным примером этих последних является ряд документов и книг, подаренных музею из своего личного архива Олегом Евгеньевичем и Ириной Ивановной Левицкими, проживающими ныне в США (штат Калифорния, г. Санта-Роза).

Судьба Левицких тесно связана с Владивостоком. В детстве Олег Евгеньевич и Ирина Ивановна (урожденная Токмакова, предположительно, внучка известного предпринимателя-чаеторговца Токмакова – фирма “Токмаков, Шевелев и Ко”) жили во Владивостоке. Уже после окончания гражданской войны судьба забрасывала их в Китай, на филиппинский остров Тубабао (где они познакомились и поженились), в Северную Бразилию. В 1957 году Левицкие переехали в США. В 90-е годы Владивосток вновь входит в их жизнь, теперь уже в лице работников ПГОМ им. В. К. Арсеньева Н. Б. Керчелаевой и С. П. Москвитиной, которые завязывают с Левицкими переписку.

Олег Евгеньевич и Ирина Ивановна Левицкие передали альбом “Русские в Шанхае”

В конце 1994 г. О.Е. и И.И. Левицкие передали в музей большое количество интересных материалов. Среди них уникальное издание 1936 года – альбом “Русские в Шанхае”, выпущенный тиражом в 500 экз. Подготовленный штабс-капитаном В.Д. Жигановым, он повествует о жизни русских эмигрантов в Шанхае в период с 1922 по 1936 год. Такого издания не осуществил больше ни один центр русской эмиграции. Сегодня это, конечно, раритет.

Но не менее интересна и значима в даре Левицких литература и периодические издания, которые дают представление о развитии русского скаутского движения в России и за рубежом, в эмиграции. Необходимо сказать, что сам Олег Евгеньевич уже многие годы в скаутском движении, имеет звание Скаут-мастера, основал и возглавляет Скаутский дом в Санта-Розе. Среди литературы по скаутизму особенно можно выделить переиздание редчайшей ныне книги В.С. Преображенского “Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе Баден-Поуэлия”, изданной в “Известиях Педагогического Института им. П.Г. Шелапутина” в 1915 году в Москве. Кроме того, О.И. Левицкий передал в фонды музея им. В.К. Арсеньева юбилейный альбом “Организация российских юных разведчиков. 1950-1990 г.”, изданный в 1990 г. в Сан-Франциско и вышедшую в 1994 году в Санта-Розе “Историю Скаутского дома”.

Названные издания позволяют познакомиться с еще одной стороной российской истории, которая, волею судеб, развивалась и сохранялась за пределами России, в эмиграции. Вот некоторые исторические вехи и основные принципы русского скаутского движения.

В 1907 году британский генерал-майор Роберт Баден-Пауэлл (БП, как его принято называть в скаутских кругах) издал свою книгу “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”). В ней он изложил основные принципы нового метода внешкольного воспитания детей в занимательной, полной захватывающих приключений, игре. Основной целью этой “игры в жизнь” было воспитание людей, способных жить в гармонии с природой и окружающими людьми, сильных духом, смелых и честных граждан своей страны, стремящихся к высоким идеалам служения Богу, Родине и ближним. Вскоре после опубликования книги Баден-Пауэлла создаются скаутские организации в Англии, а затем во многих странах Европы, Азии и Америки.

Днем основания первого отряда юных разведчиков в России считается 30 апреля 1909 года. Осенью того же года, по желанию государя Николая Второго, выходит перевод книги “Scouting for Boys” под названием “Юный разведчик”. В 1915 году цесаревич Алексей становится скаутом, и в России начинают серьезно заниматься скаутизмом. В течение следующих двух лет скаутской работой охвачено свыше 50000 детей в 143 городах России.

Одним из вдохновителей и организаторов скаутского движения в России был Василий Сергеевич Преображенский. Сын священника, он учился в духовной семинарии, а потом по ступил в Московский университет. Как пишет о нем протоиерей С. Щукин (в 60 гг. духовный руководитель русских скаутов в г. Торонто), В.С. Преображенский был талантливым педагогом, причем его интересовали не только вопросы образования, но и воспитания, в частности, религиозного. Посетив в начале ХХ века Англию, он познакомился и воочию увидел, как применяется система скаутинга там. Результатом этой поездки стала названная выше книга “Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе Баден-Поуэлия”. Она стала неоценимым трудом для русских скаутских руководителей, ибо не просто воспроизводила идеи оригинала, но была написана с точки зрения русского педагога и применительно к российским условиям.

После гражданской войны большевики решают взять воспитание молодежи в свои руки: организуется движение “юных коммунистов”, комсомол, и в 1922 г., детская пионерская организация. Скаутам запрещают работать и заставляют их вступать в пионеры. Многие не подчиняются, свыше тысячи руководителей и старших скаутов были арестованы, сосланы в лагеря и погибли.

Но уже с 1918 года начинается работа русских скаутов за границей а с середины 20 гг. русское скаутское движение существует только за пределами России. С начала основания организация скаутов имела несколько названий, но в 1924 году О.И. Пантюхов утверждает одно общее название: “Всероссийская Национальная Организация Русских Скаутов” (ВНОРС).

В период второй мировой войны в странах, оккупированных нацистами, работа русских скаутов ведется в подполье. После войны, в 1945 году, на съезде руководителей в Мюнхене, решено заменить иностранное слово “скаут” русским словом “разведчик” и переименовать ВНОРС в “Организацию Российских Юных Разведчиков” (ОРЮР).

После второй мировой войны для русских, разбросанных по всем уголкам земного шара, вопрос о национальном религиозном и культурном воспитания молодежи приобретает особое значение. Самоопределение потомков русских эмигрантов как “русских” и самоотречение себя к “России” становится проблематичным, так как происходит отрыв от истоков русской культуры, дети и внуки эмигрантов перестают быть русскими. Им, по мнению руководителей русских скаутов, грозит потеря самого ценного, что осталось еще у их дедов – Православия, русского языка, духа предков, которые создавали веками Великую Россию! В противостоянии и преодолении этой опасности русские скауты видят смысл своей работы.

Добавить комментарий

Войти через соцсети