Гийом Бейл (Guillaume Bijl)

Гийом Бейл pодился в 1946 году в Антверпене, Бельгия.  Живет в Антверпене, работает в жанре инсталляции. Гийом Бейл не получил специального образования. Свою карьеру художника он начал в театре. С 1969 Гийом начинает создавать инсталляции из бумаги. В 1979 году в галерее «Ruimte Z» проходит его первая персональная выставка под названием «Автошкола Z». В пространстве галереи он создает полную имитацию обычной автошколы с такой достоверностью, что несколько посетителей выставки записались на курсы вождения. Все последующие выставки Бейла также удивляли своей простотой и, одновременно, необычностью. Например, на арт-ярмарке в Базеле он создает инсталляцию, представляющую собой салон магазина по продаже светильников, а в 1996 году там же в Базеле он превращает музей в аэропорт. В Австрии прямо в лесу художник воссоздает часть дороги древних римлян, и зрители приходят в недоумение, действительно ли это настоящая римская дорога, поскольку в Европе такие дороги еще существуют (инсталляция “Римская Улица”). Часто он перемещает объекты в необычные места, например, создает инсталляцию, представляющую собой барьер для скачек лошадей, во дворе монастыря, или выставляет в залах галереи гипсовые статуи из парка («Найденная композиция»). Одной из самых известных его работ является инсталляция «Воспоминания о двадцатом веке», где художник представил вещи знаменитых людей прошлого столетия – гитару Джона Ленона, очки Махатмы Ганди и т.д.

Гийом Бейл (Guillaume Bijl)

В основе искусства Гийома Бейла лежит европейская традиция сюрреализма. Художник переносит обычные предметы в новое пространство, как это делал на своих полотнах Рене Магрит, использует предметы повседневной жизни как Марсель Дюшан, исследует эстетические свойства объектов как Марсель Бротарс. Когда художник вырывает предмет из его контекста, этот предмет теряет свои утилитарные свойства и становится абстрактным. И теперь его можно использовать другим образом, например, как краску для создания картины. Трансформируя контекст, художник создает новую реальность или реальное в нереальном.

Размышляя о своем творчестве, Гийом Бейл классифицирует свои работы следующим образом:

  • инсталляции – трансформации: реальное в нереальном
  • инсталляции – ситуации: нереальное в реальном
  • композиции: современный археологический натюрморт
  • извинения: своего рода нелепая поэзия

Сам Гийом Бейл рассказывает о своем творчестве:

«Одним из аспектов  моей работы является изучение археологии нашего времени в трагикомическом ключе. В моих инсталляциях  я создаю эффект изображения, создающего иллюзию реальности, обман зрения. Я пытаюсь вызвать небольшое, иногда на долю секунды, раздражение  у зрителей».

В Музее современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» Гийом Бейл представляет три работы, первая из которых инсталляция, посвященная знаменитому актеру Юлу Бриннеру, с именем которого в артистическом мире ассоциируется Владивосток. Художник приложил немало усилий, чтобы разыскать вещи, «принадлежавшие» великому актеру – фотоаппарат, нож для обрезки сигар, сигару и бритву. Вторая работа – это серия фотографий, посвященных прошлому столетию, под названием «65 фоторгафий XX века». И третья работа это фильм, посвященный Джеймсу Энсору, который владивостокский зритель может сегодня посмотреть в специально оборудованной для этого музейной комнате. Этот фильм Гийом Бейл относит к серии работ, которые можно обозначить как культурный туризм. Еще будучи молодым, он  заинтересовался работами Джеймса Энсора и познакомился с некоторыми документальными фильмами о нём, которые демонстрировались в Музее Остенде.  В 2000 году он выпустил работу, основанную на документальном фильме о Джеймсе Энсоре.  С одной стороны этот фильм – своего рода исторический «обман зрения», связанный с мифом, с другой стороны это –  дань уважения одного художника по отношению к другому. Гийом Бейл – участник многих известных выставок, в том числе знаменитой «Documenta-9». Его работы хранятся в Музее Современного Искусства в Лионе, в Музее Современного Искусства S.M.A.K. в Генте и др.


Часть своих работ голландцы оставили в подарок музею. Один из художников, Гийом Бейль, не смог приехать во Владивосток, но тем не менее прислал на выставку в дар Арт-этажу свою работу, так называемую «инсталляцию». Бывая в Арт-этаже, я всегда останавливаюсь у этой инсталляции. Она представляет собой высокую подставку, на которой расположен стеклянный куб. Внутри его – фотоаппарат с раздвинутой гармошкой объектива, по левой и правой сторонам от него сигара и «опасная» бритва, а перед аппаратом – нож для обрезки сигар. Эта работа посвящена знаменитому киноактеру Юлу Бриннеру, с именем которого в артистическом мире ассоциируется Владивосток.

Многие жители нашего города знают, что Юл Бринер родился во Владивостоке и прославился, сыграв главную роль в американском вестерне «Великолепная семерка». Однако наибольшую признательность как актер Юл получил за главную роль в пьесе «Король и я», удостоенную премии «Оскар».

Кстати, своим знаменитым имиджем Юл Бриннер был обязан одной из жен – знаменитой актрисе Марлен Дитрих, убедившей парикмахера сбрить Юлу волосы. Время подтвердило ее правоту, и в историю кино он вошел бритоголовым.

Юл Бриннер

Итак, Юл увлекался фотографией, брил голову и курил сигары.

Голландский художник Гийом Бейль затратил немало усилий, чтобы разыскать предметы, положенные в основу инсталляции, якобы принадлежащие самому Юлу Бринеру.

Некоторые историки утверждают, что характером Юл пошел в деда-авантюриста: первым словом, которое он пролепетал, было «нет», вторым – «не хочу». Упрямство и своеволие родились раньше него.

Дед Юла, Юлиус, или (как его звали в России) Юлий Иванович Бриннер, родился в Швейцарии. С юности, занявшись коммерцией и став совладельцем торговой пароходной компании, он приезжает во Владивосток, активно занимается торговлей и… попадает в авантюру в Северной Корее.

В конце XIX века Корея все еще находилась в политической зависимости от Китая. Формальную независимость она получила после Японско-китайской войны 1894-1895 гг. Столкновение экономических и политических интересов Японии и России на Дальнем Востоке и, в частности, в Корее стали одной из основных причин войны 1904-1905 гг. Одним из примеров такого столкновения были действия России в Корее, связанные с корейскими лесными концессиями. Некоторые высокопоставленные лица в России, включая и генерала А.Н. Куропаткина, считали, что эти действия и привели к войне с Японией.

Дело в том, что в 1898 г. Владивостокский купец Юлий Бриннер приобрел у Корейского правительства для лесной компании концессию на эксплуатацию лесов в верховьях реки Ялу. Но у Юлия Бриннера не было достаточных средств, и он продал эту концессию государственному статс-секретарю А.М. Безобразову. Тот привел к этому делу царскую семью, которая вложила в него несколько миллионов рублей. Не сложно видеть, почему именно лесная концессия в Корее имела такое большое значение.

Возвратившись из Кореи, Юлий Бриннер продолжил свой бизнес в Приморье и вошел в первую пятерку дальневосточных коммерсантов, организовав компанию, объединенную с английским и германским капиталом «Торговый дом Бриннер и Ко». Ему, в частности, принадлежал дом на улице Алеутской, 15 (ныне здание Дальневосточного морского пароходства).

У Юлия Ивановича Бриннера была большая семья: шестеро детей.

Второй по старшинству сын Борис окончил Горный институт в Санкт-Петербурге с почетным отзывом и премией за дипломный проект. Был оставлен при институте. Но вскоре горный инженер Борис Бриннер переезжает в Приморье и возглавляет геологическое изучение серебро-свинцово-цинковых месторождений Тетюхинского района, а затем дела отцовской компании. В 1915 году вышел из печати труд Бориса Бриннера «Серебро-свинцовые рудники Тетюхэ» (ныне Дальнегорска).

В 1918 году Борис Бриннер был основателем и председателем союза инженеров и принимал участие в организации Политехнического института во Владивостоке.

От первого брака у него было двое детей – Вера и Юл. Вместе с матерью они сначала жили в Шанхае, а затем в Америке. Вера была актрисой, превосходно исполняла цыганские романсы и русские лирические песни. Юл был фотографом и советником при ООН, занимался постановкой программ телевидения. Позже Юл окончил театральную школу Михаила Чехова и стал артистом мирового уровня. В 1978 году в Нью-Йорке вышла книга Рока Бриннера, посвященная своему отцу Юлу: «Юл, человек, который был королем».

Рок Бриннер неоднократно приезжал на родину отца во Владивосток. Он преподавал в Америке в одном из университетов и в первый свой приезд попросил меня организовать лекцию для студентов. На лекцию Рок Бриннер пришел с гитарой и в надвинутой на глаза шляпе. Мне показалось, что, наверное, шляпу он не снимает никогда, даже готовясь ко сну. Потом я понял, что это, скорее всего, имидж: Юл Бриннер – бритоголовый, Рок Бриннер – в шляпе.

Рок Бриннер во Владивостоке

Кстати, когда вскрыли завещание Юла Бриннера, умершего в 1985 г., оказалось, что все свое состояние в 20 млн. долларов он оставил последней (четвертой по счету жене), с которой прожил всего два года. Четверым детям не досталось ни цента.

Рок Бриннер приезжает теперь во Владивосток каждый год для участия в Тихоокеанском кинофестивале. Недавно он снова попросил организовать встречу со студентами, и я даже вступил с ним в дружелюбную полемику по теме его выступления.

Юлий Иванович Бриннер, почетный гражданин Владивостока

Остается добавить, что даже представители большого семейства Юлия Ивановича Бриннера, почетного гражданина Владивостока, оставили немалый след в жизни Приморья.

 

от Турмов Геннадий Петрович

Геннадий Петрович Турмов (1941—2020) — судостроитель, краевед, педагог и общественный деятель. Доктор технических наук, профессор. Ректор Дальневосточного государственного технического университета (1992—2007), его президент (2007—2010). Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации (1994). Почётный гражданин Владивостока. В 2008 году выдвигал свою кандидатуру на выборах мэра Владивостока от КПРФ, занял второе место (34 тысячи голосов избирателей, 32,90%), уступив Игорю Пушкарёву. Сфера научных интересов Г. П. Турмова — проблемы коррозии и прочности сварных судовых конструкций, судоремонта, архитектуры кораблей и судов, вопросы высшего образования, истории. Он является автором более 700 работ, из них свыше 90 монографий, учебников и учебных пособий. Около 50 его книг и статей опубликованы на иностранных языках — английском, корейском, китайском и японском. Имеет 19 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Увлекался историей и филокартией. В последние годы активно занимался краеведческой деятельностью. Две краеведческие книги Г.П. Турммова, выпущенные издательством ДВГТУ — «Китай на почтовых открытках: 100 лет назад» и «Владивосток на почтовых открытках» были отмечены дипломами Ассоциации книгоиздателей на конкурсе «Лучшие книги года».

Добавить комментарий

Войти через соцсети