1925. Сотрудники Торгового Дома “И.Я.Чурин и К” в г. Харбин
История русского предпринимательства богата многими известными именами. Одним из них является имя Ивана Яковлевича Чурина – пионера русского торгового дела на Дальнем Востоке. Созданный им “Торговый дом И. Я. Чурин и К” пользовался широкой известностью и заслуженной славой во многих дальневосточных городах. Кроме того, его магазины и предприятия были открыты в городах и поселках Маньчжурии, а в Харбине даже размещалось правление.
К сожалению, до настоящего времени, кроме нескольких небольших статей, о его жизненном пути, предпринимательской и общественной деятельности полного и всестороннего исследования нет. В данной статье на основании фактов, обнаруженных в архиве Приморского края, автор затрагивает лишь некоторые моменты из его богатой событиями биографии.
Начало большой деятельности, имеющей не только коммерческое, но и хозяйственно-общественное значение, было положено в 1857 г., когда учредитель “Торгового дома” И.Я. Чурин принял участие в основании торгово-промышленной организации среди иркутских купцов. Будучи человеком широкой инициативы, он не мог ограничиться исполнением поставленных ему этим предприятием узких задач и в 1867 г. учредил “Товарищество на вере под фирмой “И.Я. Чурин и К”, открыв собственное дело в г. Николаевске-на-Амуре. Задавшись целью экономического обслуживания нужд края, И.Я. Чурин лично организовал сплавную торговлю по рекам Амурского бассейна, для чего в Чите каждой весной, а также в селении Нижние Ключи, вблизи Нерчинска, строил плавучие баржи, которые нагружались доставляемыми туда сухопутно из Москвы и Иркутска всеми необходимыми товарами для русского и инородческого населения края. Из-за отсутствия не только железной дороги, но в первые годы и пароходного сообщения, такое экономическое обслуживание края стоило очень больших трудов, требовало очень много предприимчивости и энергии по причине отсутствия карт обследования фарватера таких мелководных рек как Шилка и Аргунь. Как велики были трудности видно из того, что организаторам дела приходилось зимой возвращаться из Николаевска в Иркутск через Аянский край на собаках. Однако, несмотря на эти трудности, И. Я. Чурин и его сотрудники без рекламной шумихи созидали великое русское дело экономического развития края, создавая в то же время добрые отношения с инородцами и вызывая уважение к русскому имени. В 1871 г. был основан Благовещенск. С этого момента “Товарищество “И.Я. Чурин и К” развернула свою деятельность в этом городе, а с перенесением правительства порта из Николаевска во Владивосток – основало отделение и во Владивостоке. В 1882 г. И.Я. Чурин учредил здесь свой торговый дом под торговой маркой “И.Я. Чурин и К”, а руководство всем делом передал А.В. Касьянову, который вложил все свои силы в развитие этого дела. И не столько ради собственного обогащения, сколько ради приложения своих способностей в большом русском предприятии, столь необходимом для культурного и экономического развития малоземельного Амурского края.
В целях дальнейшего развития торговых отношений с Маньчжурией, было открыто отделение в Хабаровске, а с развитием русской колонизации и притоком в край переселенцев – в Никольск-Уссурийске и Черниговке. Руководство Торгового Дома ясно осознавало, что успех дела, прежде всего, зависит от скорейшего заселения переселенцами новых территорий и удовлетворения их нужд по обработке земли. Многие служащие были командированы на русские заводы и за границу специально для изучения “наиболее усовершенствованных и пригодных для амурской почвы земледельческих машин”. Затем были открыты склады всевозможных земледельческих орудий в городах Никольск – Уссурийске, Благовещенске и Черниговке, причем для облегчения приобретения машин крестьянами и казаками Торговый Дом давал долгосрочные рассрочки платежа. В дальнейшем с колонизацией Сахалина Торговый Дом основал отделение в посту Александровском. Наряду с развитием своей деятельности на русской территории Торговый дом вступил в торговые отношения с соседней Монголией. Сбывал туда предметы производства русской промышленности, а получал в обмен сырье, главным образом кожи. Для их выделки в Благовещенске был построен кожевенный завод, причем половина выделанных заводом изделий шла обратно в Монголию. С этой же целью в Благовещенске был устроен веревочно-канатный завод. Ввиду непосредственного контакта с Монголией по покупке шерсти и ввоза туда русских товаров, в 1907 г. было учреждено русско-монгольское товарищество, прекратившее свою деятельность с началом войны в 1914 г. Однако промышленная деятельность Торгового Дома развивалась и дальше. В Благовещенске и Владивостоке были построены фабрики тертых красок, в Благовещенске – мыловаренный завод и спичфабрика, Это дало местному населению не только продукцию хорошего качества, но и заработок тем переселенцам, которые в первые годы не могли найти применения своим силам. Затем в Благовещенске была оборудована типолитография (лучшая в крае, снабженная всеми новейшими машинами) и первоклассный винокуренный завод – в целях противодействия сбыту китайцами вырабатываемой ими китайской водки-ханшина, как очень вредной для здоровья. Следующим этапом развития Торгового Дома стало строительство папиросной и гильзовой фабрик во Владивостоке. Одновременно с этим в низовьях реки Амур шли изыскания золотоносных залежей, для разработки которых были учреждено Приамурское золотопромышленное товарищество, а затем – Амурско-Уральская золотопромышленная компания. Но все же центр тяжести деятельности Торгового Дома находился в развитии многочисленных торговых операций. Это привело к возникновению громадных универсальных магазинов во всех городах Восточной Сибири, главным образом в Благовещенске и Владивостоке. В 1917 г., в целях дальнейшего развития дела Торговый Дом все свои предприятия в России обратил в Паевое Товарищество, получившее название “Торгово – Промышленное Товарищество на паях” – преемники “И.Я. Чурин и Ко – А.В. Касьянов и Ко” с капиталом в 21 млн. рублей.
Интересно отметить, что между руководством Торгового Дома и его служащими всегда поддерживались взаимоприемлемые, согласованные по многим жизненно важным вопросам отношения.
В частности, служащими были сформулированы требования, выработанные комиссией, избранной общим собранием служащих и рабочих “Торгового Дома И.Я. Чурин и Ко” во Владивостоке.
После того, эти правила были дополнены и утверждены советом служащих и рабочих, а затем общими собраниями, которые собирались регулярно на протяжении всего года – 27 июля, 5 августа, 1, 12 и 26 сентября 1917 года – они были переданы руководству Торгового Дома. Речь в них шла об отпусках, защите материнства, о недопущении закрытия отделения, увольнении, выдаче пособий во время войны, о процентной надбавке на дороговизну, о совете служащих и его правах и др. На протяжении всего своего существования “Торгово-Промьниденное Товарищество.
“Преемники И.Я. Чурин и Ко – А.В. Касьянов и Ко” продолжали регулярно проводить общие собрания служащих Владивостокского отделения по различным вопросам мировой деятельности. Такие собрания прошли и 28 октября 1918 г., 15 марта 1928 года. Благодаря этому вниманию к запросам и нуждам своих служащих, предприятие никогда не испытывало никаких трудовых конфликтов и недоразумений. Рaботали бесперебойно, получая прибыль и всеобщее почитание.
В ходе гражданской войны фирма понесла большие потери как на Дальнем Востоке, так и в Москве и за границей в Германии. При составлении баланса на 1 октября 1923 г. выяснилось, что имущество Товарищества со всем активом и пассивом всех предприятий со всеми потерями определялось согласно подсчета в 210.000 золотых рублей. Принимая во внимание значительные изменения основного капитала, экономического уклада в крае, необходимость согласовать свой устав с ныне действующими законодательными нормами об акционерных обществах, предусмотренных статьями 322 – 366 ГК PCФCP, чрезвычайное общее собрание пайщиков 30 декабря I923 года постановило преобразовать действующее товарищество в “Акционерное общество “Преемники И.Я. Чурин и Ко – А.В. Касьянов и Ко”. Подписавшие постановление А. Касьянов и Н. Касьянов, А.Н. Бакинцев и В. Бабинцева отмечали, что в течение более полувека своей деятельности Торговый Дом, состоящий из сотрудников, вышедших из народных низов, никогда не допускал в своих действиях эксплуатации народного труда и всегда отзывчиво относился к участию во всех образовательных и филантропических учреждениях Дальнего Востока.
Как велико было значение Торгового Дома и Товарищества для Восточной Сибири и Дальнего Востока было видно из того, что правительство Советской России решило: ввиду того, что торгово-промышленная организация “Преемники И.Я. Чурин и Ко – А.В. Касьянов и Ко”, развивавшаяся в течение более 50 лет, в случае ее ликвидации не может быть так легко вновь создана, организация должна быть сохранена, т. к. является необходимой для развития края. Однако, работать с каждым годом становилось все труднее из-за различного рода придирок и притеснений местных властей. И когда становилось невозможным больше терпеть притязания советских чиновников, стремившихся разрушить целостность Товарищества, к нему на помощь приходили центральные органы Советской власти. Так, в феврале 1925 года в Совнарком РСФСР от Торгово-промышленного товарищества на паях “Преемники И.Я. Чурин и Ко – А.В, Касьянов и Ко” поступила жалоба о произведенной муниципализации в г. Владивостоке и Никольск-Уссурийске его строений, что серьезно сказалось на работе товарищества и здесь же излагалась просьба отменить ее и дать распоряжение вернуть все товариществу. По решению экономического отделения Дальпромбюро было дано распоряжение Товариществу продолжить работу, иначе его ликвидация принесет большой вред экономическому развитию Дальнего Востока. То, что доля Товарищества в местном бюджете была существенной подтверждает такой факт: баланс Акционерного общества “Преемники И.Я. Чурин и Ко – А.В. Касьянов и Ко” на 1 октября 1928 года по всем отделениям: Благовещенск, Владивосток, Никольск-Уссурийск, Хабаровск, Петропавловск-на-Камчатке и Московской конторы составлял 1.156.873 рублей 27 копеек. Более плодотворной и свободной в своих действиях была деятельность фирмы в Китае. Свое отделение в Харбине И.Я. Чурин открыл в 1898 году. Уже в те годы фирма располагала универсальными магазинами, собственными фабрично-заводскими и промышленными предприятиями по производству табака, папирос, папиросных гильз, фабриками колбасных и парфюмерных изделий, мастерскими дамского и мужского платья и шляп, разлива виноградных вин и т.д. За высокое качество папиросы, чай, и колбасные изделия удостоены высшей награды на международных выставках – 2-х золотых медалей. Будучи крупнейшей русской Сибирской торговой фирмой “И.Я. Чурин и Ко”, она вскоре занялась также фабрично-заводской деятельностью.
Гражданская война, а затем и советская власть не уничтожили старейшую фирму и в Китае: выручили отделения в Маньчжурии. Альманах “Харбинская старина” писал в 1936 г.: “Фирма И.Я. Чурин и Ко” является одним из самых крупных русских торгово-промышленных предприятий в Маньчжоу-Ди-Го. Наряду с торговой деятельностью фирма учредила и ряд успешно развивающихся промышленных заведений, Чурин имеет сейчас фабрики: колбасную, красок, лаков, чайно-развесную, водочный завод, портняжную мастерскую готового платья, большие склады русских и иностранных вин с собственным разливом в своих подвалах, механические и столярные мастерские, технические отделы, отделения автомобилей. О размерах торгово-промышленных предприятий можно судить уже по количеству занятых людей. Весь аппарат предприятий обслуживает свыше 900 служащих и рабочих”.
Надо добавить, что механизация в русской компании была лучшей в Маньчжурии, а зарплата более высокой, чём в других фирмах. 90 % служащих фирмы “И.Я. Чурин и Ко” были русские эмигранты.
Только в Харбине в 30-е годы работало 3 крупных “чуринских” универсальных магазина: в Новом городе, на Пристани и в Модягоу и действовало несколько собственных заводов и фабрик: папиросная и гильзовая, чайная, парфюмерная, колбасная, лаков и красок, водочный завод и винные подвалы, мыловаренный, уксусный, кожевенные заводы.
Универсальные магазины фирмы Чурина учитывали практически весь спрос населения Харбина и были приспособлены к удовлетворению самых разнообразных потребностей покупателей. Магазины имели отделы: мануфактурный, модно-галантерейный, парфюмерии, дамского и мужского платья и шляп, обувной, бакалейный, винно-гастрономический, скобяной, технико-строительный, посудо-хозяйственный, золотых и серебряных изделий, фото-принадлежностей, книжный, писчебумажный и игрушечно-музыкальный. С 1926 г. в Харбине был открыт оптовый отдел Чурина, оперирующий более чем с тринадцатью представительствами первоклассных фабрик и заводов.
Большое значение для развития региона имело открытие в 1927 г. сельскохозяйственного отдела, продававшего тракторы, плуги, бороны и другую сельхозтехнику ведущих фирм США и Европы.
“В Харбине работало много международных фирм по снабжению техникой, связью, транспортом” – писал русский писатель эмигрант B.C. Иванов, долгие годы живший в городе.
Работа в магазинах и на предприятиях фирмы Чурина считалась престижной и хорошо оплачивалась. Неудивительно, что многие русские трудились там несколько десятков лет.
Один из универсальных магазинов этой бывшей фирмы и сейчас является популярным у харбинцев, он сохранил внешний облик, напоминающий Владивостокский ГУМ. Кстати, магазины чуринской фирмы были по всей КВЖД. Торговый Дом являлся самым крупным поставщиком для дороги. Здесь можно было купить все – начиная с мебели, посуды и кончая продуктами для стола. У многих посетителей они вызывали чувство комфорта и значимости, не зависимо от того, сколько у тебя в кармане – копейка, рубль или сто рублей. Всех обслуживали с одинаковым почтением и уважением. Универсальность и всесторонняя продуманность в организации торговли, направленная в первую очередь для создания любых, даже мелких удобств покупателям, внимание к запросам и четкое их выполнение, вежливое и культурное обслуживание – вот методы и принципы высоко-эффективной работы чуринских магазинов и фирм. Эти критерии, как никогда, актуальны в работе сферы обслуживания и сегодня.