Выставка акварелей Вел. Кн. Ольги Александровны открывается во Владивостоке
Для нас, русских начала третьего тысячелетия от Рождества Христова, личность Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны имеет особое значение. И не только потому, что Она дочь и сестра Императоров России. А прежде всего потому, что Она была удивительной Женщиной, значительную часть Своей сознательной жизни посвятившей подвигу благотворительности и милосердия Христа ради. Вместе с высоким рождением Господь даровал Великой Княгине Ольге Александровне и талант художника. Его Она пронесла через всю жизнь, не растратив и не предав. Как никогда не предавала Великая Княгиня памяти Своих Венценосных Родственников.
Ея Императорское Высочество Великая Княжна Ольга Александровна родилась 120 лет назад в Петергофе, 1 (14) июня 1882 года, и поэтому является единственным «багрянородным» ребенком Государя Императора Александра III. «Багрянородным» называется ребенок, рожденный от Царствующего Императора – от Помазанника Божьего. В древности у греков такого ребенка называли пурпурогенным. В Византии, в первой христианской Империи, этому придавалось особое значение.
Детство Княжны Ольги, хотя и протекало в Императорских Дворцах, было подчинено строжайшей дисциплине и размеренному порядку в почти спартанских условиях. Рассказано много сказочных историй о роскоши быта, который вела Династия Романовых. Несомненно, среди монархий Запада и Востока Русский Императорский Двор на исходе XIX столетия был самым блестящим, но великолепие Императорских гостиных не достигало детских покоев. Царские дети спали на жестких кроватях с твердой плоской подушкой и очень тонким матрасом. Скромный ковер покрывал пол. Стулья с прямыми спинками и плетеными сиденьями, самые обычные столы и этажерки для книг, рукоделия, игрушек составляли всю обстановку. Августейшей Бабушкой, супругой Императора Александра II, были введены английские обычаи: по утрам обязательные холодные ванны, овсяная каша на завтрак и неизменная прогулка на свежем воздухе.
Столичная жизнь, балы и приемы Великую Княжну Ольгу Александровну не интересовали. Душа Её была открыта красотам природы и смыслу народного бытия. С детства Она была увлечена натурной живописью, и это осталось с Нею на всю жизнь, куда бы Её ни забрасывала судьба: пейзажи и натюрморты составили значительную часть Её творчества.
Великая Княжна Ольга Александровна с ранних лет лично покровительствовала и шефствовала над множеством Богоугодных учреждений и организаций. В основном Она благодетельствовала детским домам, больницам, богадельням, женским курсам. Большую помощь оказывала неимущим талантливым художникам. Многие русские люди, оказавшись в бедственном положении, обращались к Ней лично. Она старалась помочь каждому нуждающемуся, насколько хватало Её личных сил и средств.
Первый брак Великой Княгини Ольги Александровны с Принцем Петром Ольденбургским был неудачен.
Брак не повлек за собою рождения семьи с радостями материнства и домашнего уюта. Как-то, будучи на параде в Павловске, Великая Княгиня повстречалась с Николаем Александровичем Куликовским, офицером, служившим в Лейб-гвардии Кирасирском Ея Величества полку. Эта встреча оказалась любовью с первого взгляда. Великая Княгиня, будучи очень прямолинейным человеком, жизненный девиз Которой можно было определить словами «Быть, а не казаться!», сразу попросила развод с намерением выйти замуж за молодого офицера. Государь же решил, что Она еще молода, жизни не знает и что это, вероятно, лишь временное увлечение, и предложил Ей подождать семь лет. Она безропотно подчинилась Его решению, смирившись, терпеливо ждала семь долгих лет.
Когда летом 1914 грянула Первая Мировая война, Н.А. Куликовский добровольно вступил в ряды Ахтырского полка и с ним ушел на Юго-Западный фронт. А Великая Княгиня, у Которой был известный медицинский опыт еще со времени Ее пребывания в Ольгино, пошла простой сестрой милосердия на тот же участок фронта, в район города Проскурова (ныне – Хмельницкий). Только после того как Великая Княгиня приобрела оперативный опыт, Она стала начальницей госпиталя, который Она оборудовала на Свои личные средства.
Скромность Великой Княгини Ольги Александровны была просто невероятна для женщины Её положения. Вот эпизод из Её жизни на фронте. Однажды Великая Княгиня посетила Свой полк и, обходя окопы, оказалась под австрийским артиллерийским обстрелом. В те рыцарские времена от сестер милосердия не требовалось быть так близко к местам боев, и Великую Княгиню за проявленную храбрость наградили Георгиевской медалью, которую Ей вручил тогдашний начальник 12-й кавалерийской дивизии генерал барон Карл Густав Маннергейм (впоследствии маршал и президент Финляндии). Великая Княгиня считала, что Она ничего героического не сделала, и сразу на вручении положила медаль в карман своей кожаной куртки. Лишь по мольбам офицеров Своего полка, уверявших Её, что, награждая Шефа полка, награждают и весь полк, Она надела медаль Себе на грудь.
Прошло уже более семи лет с тех пор, как Великая Княгиня Ольга Александровна просила о разводе, и все это время Она терпеливо ждала, будучи уверена, что старший Брат не забудет Её просьбу. Наконец, пришло извещение от Государя об аннулировании Её брака с Принцем Петром Ольденбургским. Госпиталь Великой Княгини тогда находился в Киеве, где проживала и Её Мать, Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна. 4 ноября 1916 года в церкви Святителя Николая Великая Княгиня Ольга Александровна обвенчалась с любимым Ею ротмистром Николаем Александровичем Куликовским. На свадьбе присутствовали Ее Мать, Вдовствующая Императрица, и Муж Ея Сестры, Великой Княгини Ксении Александровны (по-домашнему Сандро), Великий Князь Александр Михайлович – будущий крестный отец моего супруга Тихона Николаевича. На свадьбу были приглашены также офицеры Ахтырского полка и сестры милосердия госпиталя Великой Княгини Ольги Александровны.
После революции Вдовствующая Императрица с обеими Дочерьми и Их Семьями находилась в Крыму, где у Великой Княгини Ольги Александровны 12 (25) августа 1917 года родился первенец. Он был крещен Тихоном.
В Крыму все члены Императорской Фамилии жили пленниками и весьма тяготились неизвестностью о судьбе Царской Семьи и Великого Князя Михаила Александровича, питаясь неясными новостями, иногда доходившими до них. Фактически все Августейшие узники были приговорены к смерти. И только междоусобная борьба севастопольских и ялтинских «советов» за «честь» исполнения смертного приговора спасла жизнь всем Романовым, проживавшим в Крыму. Препирательство «советских» властей затянулось до прихода в Крым немцев.
Но уже в ноябре 1918 г. Германия проиграла войну, немцы отхлынули, и в Крым пришли белые, а с ними и союзники. Английский король Георг V прислал за своей Тетей военный корабль H.M.S. Marlborough. Императрица согласилась эвакуироваться из Крыма при условии, что англичане заберут всех российских граждан, высказавших желание уехать за границу. Это условие было принято и исполнено моряками.
Великая Княгиня Ольга Александровна и Её супруг Николай Куликовский отказались в то время покинуть Русскую Землю и решили уехать на тогда еще свободную от большевиков Кубань, в станицу Новоминскую. Весною 1919 года у них родился второй сын Гурий.
Принимая во внимание, что Государь с Семьей, так же как и Великий Князь Михаил Александрович и 17 других членов Семьи Романовых, был зверски убит и что на всей территории России из Царской Семьи осталась только одна Великая Княгиня Ольга Александровна, которая была очень популярна среди простых русских людей, так как молва широко разнесла по России Ее инициативу по сооружению больницы и школы в Ольгине, Ее искреннюю заботу о раненых солдатах и жертвенный труд в прифронтовых госпиталях во время войны, возникла идея провозгласить Ея Императрицей. Идея эта широко поддерживалась монархическими кругами в Белой Армии. То, что Она была замужем за «простым смертным», старый сенатор граф Гейден считал положительным фактором, учитывая демократические веяния, вызванные революцией. Само собой разумеется, что нечестолюбивая и очень скромная Великая Княгиня Ольга Александровна от такого предложения наотрез отказалась.
Когда красные части подступали к станице Новоминской, Великой Княгине Ольге Александровне с супругом и сыновьями пришлось отправиться в последнее странствование по России. В Ростове их приютил датский консул Фома Николаевич Шютте. От него Великая Княгиня узнала, что Императрица Мария Феодоровна уже в Дании.
После эвакуации на Принкипо в Дарданеллах семья Великой Княгини Ольги Александровны переехала в сильно разрушенный войной Белград – столицу Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославия). В отель, в котором остановилась Великая Княгиня Ольга Александровна со своими близкими, пришел регент Великий Князь Александр Карагеоргиевич (впоследствии – Король Александр I) и предложил для постоянного жительства любое имение на бывших Австро-Венгерских территориях. Но Императрица Мария Феодоровна позвала Дочь в Данию, где Великая Княгиня прожила при Матери-Императрице вплоть до Ея смерти в 1928 году.