На фото: памятник славянским народам – жертвам сталинского террора в Воркуте

1 сентября – День знаний. А посему, вернувшись из отпусков и отправив детей в школу, попробуем эти самые знания почерпнуть не из ТВ-передач Малахова или Соловьева, а, как сейчас принято говорить, из альтернативных источников, например из интереснейших лекций Игоря Чубайса по россиеведению (давно, кстати, разошедшегося во взглядах со своим родным братом). В июле с.г. в статье «Преданы и прокляты» мы уже писали о генерале Власове и его 800 тысячной армии, открыто ставшем на борьбу со сталинским режимом. Но история с власовским движением имела продолжение и после окончания Второй мировой войны. Для тех, кто и до сих пор об этих событиях ничего не знает, стоит напомнить некоторые факты из исследования Игоря Чубайса.


Норильский бунт. 25 мая 1953 года в шести лагерях под Норильском начался бунт, который продолжался 72 дня. Заключенные выдвинули администрации бытовые, экономические и политические требования. В протестах принимало участие не менее 20 тысяч человек, из них больше половины – активисты антикоммунистического, национально-освободительного движения на западе Украины.

Воркутинское восстание. Вскоре, в августе 1953-го, в районе Воркуты вспыхнуло новое, еще более мощное восстание. Ядро бунтарей составляли бывшие власовцы, которые действовали вместе с украинскими патриотами-антикоммунистами. Противодействовать такому союзу не смогли ни лагерная администрация, ни воры в законе, ни вооруженные автоматами вохровцы. Уничтожив охрану, повстанцы приняли решение двигаться на Воркуту, чтобы захватить там городскую радиостанцию и обратиться к стране. По дороге 10 тысяч зеков освободили заключенных еще в нескольких лагерях ГУЛАГа. Ни отряды НКВД, которые были направлены на перехват, ни направленные против повстанцев танки, которые увязли в тундре, остановить 100-тысячную колону уже не могли. И только военной авиации удалось опрокинуть и разметать восставших заключенных за 20 километров от Воркуты.

Кенгирское восстание – началось в мае 1954 года и продолжалось на протяжении 40 дней. По оценкам исследователя, почти половина восставших были членами ОУН и УПА, в протестах принимали участие также бывшие «лесные братья» из Балтии и власовцы…

По материалам к.ф.н. Юрия Килымныка, «День» №86, 2013,


Анализируя ситуацию, к концу 1953 года окончательно вышедшую из-под контроля компартии, Хрущев пришел к выводу: репрессии необходимо немедленно остановить

Игорь Чубайс, д.ф.н., директор Центра по изучению России РУДН

Затронув тему национальных движений, сделаю еще одно полуотступление, а может быть, правильнее сказать, продолжу основной сюжет. Раскрою причины некоторых событий, до сих пор не объясненных или неправильно объясненных нашими горе-обществоведами. Советские и постсоветские теоретики не задаются вопросом: «Почему кровавого Сталина сменил либеральный Хрущев?» В лучшем случае они ссылаются на решения ХХ партсъезда. Но в действительности, в реальной истории прошедшего века не известны случаи добровольной самолиберализации тоталитарной системы, власть такого типа прогибается лишь под мощным напором извне или огромным давлением изнутри (например, Ленинский переход к НЭПу – это ответ на Кронштадтское восстание). Хрущев, подписавший в годы массовых репрессий на Украине и в Москве сотни документов, лишавших жизни тысячи людей, тоже не мог измениться ни с того ни с сего.

Так почему же началась оттепель?

Историки знают, что в 1953-54 годах в ГУЛАГе – в Воркуте, Норильске и Кенгире – прошли три мощнейших восстания, в которых участвовали десятки тысяч заключенных.

Я присутствовал на заседаниях небольшой конференции, проходившей в Москве в память о 50-летии Кенгирских событий, на которую съехалось десятка полтора участников. Но даже сами протестанты не догадывались, к каким результатам привели их действия. Несколько раньше, в октябре 1989 года, в Москве проходила первая конференция общества «Мемориал», где выступал руководитель воркутинского бунта Игорь Михайлович Доброштан. Он рассказывал, как его и его штаб самолетом возили в Москву на переговоры с членами президиума ЦК. Условия, выдвинутые бунтарями, обсуждались на высшем номенклатурном уровне (последние годы жизни Игорь Михайлович провел на Украине, в Харькове, где его должны знать и помнить).

Анализируя ситуацию, к концу 1953 года окончательно вышедшую из-под контроля компартии, Хрущев пришел к выводу: репрессии необходимо немедленно остановить, а ГУЛАГ придется срочно распускать, иначе взбунтовавшихся людей не остановят ни ВОХРы, ни тайга, ни кремлевские стены. С этого времени, заручившись поддержкой одной части высших аппаратчиков и избавляясь от другой, несговорчивой части, первый секретарь решил проводить курс на либерализацию, называемую «хрущевской оттепелью». При этом сам Никита Сергеевич не собирался объяснять современникам и потомкам подлинные мотивы своих решений. Более того, всю славу десталинизации, добровольного признания собственных ошибок и «возвращения к ленинским нормам» совруководство присвоило самому себе. Но не должны же мы вечно держаться за этот лживый миф! И в тоталитарном СССР историю творил народ, а не партноменклатура.

В описанную здесь цепь событий необходимо добавить еще одно звено. Ответим на вопрос: «Кто поднимал восстания, кто был дрожжами гулаговских бунтов?» Сидевшие там с довоенных времен большевики и другие «политические» были уже надломлены. Но в начале 50-х за решеткой оказалась молодежь, те самые бандеровцы, которых эмгебешники хватали на западе Украины и которые уцелели в кровавых стычках со спецвойсками. Эти ребята сохранили и боевой дух, и военную выучку, о чем пишет Александр Солженицын в своем знаменитом «Архипелаге»…

Так что за крах сталинской системы мы должны благодарить тех самых бандеровцев и узников ГУЛАГа, которым страна до сих пор не поставила памятник. Вечная слава героям-воркутинцам, норильцам, кенгирцам!

Раскрыв роль и значение в советском прошлом гулаговских бунтов, не трудно восстановить внутреннюю логику иных событий и политических решений того времени. Почему в середине 50-х в стране началось массовое жилищное строительство, появились хрущевские пятиэтажки – да потому, что миллионы людей возвращались из лагерей, и им надо было где-то жить. Массовые репрессии сменились массовым жилищным строительством. Почему началось освоение целинных и залежных земель, 2 млн молодых и наиболее активных граждан было брошено в полунепригодные для земледелия казахские степи (а ведь было в стране и Черноземье, и даже субтропики!)? Это не экономический, а, прежде всего, политический проект. Целина, в первую очередь, была механизмом косвенных репрессий, выталкиванием под пропагандистские фанфары в тяжелейшие бытовые условия, в отдаленные районы самой активной части общества.

К 1956-му году были отпущены на родину последние немецкие военнопленные, а в 55-м СССР неожиданно подписал с открытой некоммунистической страной – Австрией -договор о ее нейтралитете и вернул свои войска на родину (чтобы не разбежались). Период насилия и террора как основ стратегии советского государства себя исчерпал. Частичные итоги подвел Никита Хрущев в секретном докладе на ХХ партсъезде. Начинался переход к новой стратегии…

от Петренко Игорь Николаевич

С 1990 года специализируется в области допечатной подготовки (журналы, книги, фотоальбомы, календари). 1993-1998 - стажировка в A.T. Publishing & Printing Incorporation, USA. С 1998 г. по настоящее время является учредителем и главным редактором журнала «Клуб Директоров» (до 1 марта 2011 года - «Восточный Базар»). Отдельное направление - оцифровка архивов и книг Русского Зарубежья с последующим размещением их в электронном формате на специально созданном для этого ресурсе Uniting Generations. Основная цель проекта - дать вторую жизнь книгам (изданным Русской диаспорой за последние 100 лет), которые после оцифровки становятся доступными всем пользователям интернета на 150 языках.

Добавить комментарий

Войти через соцсети