Домовая церковь священномученника Евсевия (ст. Седанка, Владивосток)
Малоизвестные страницы истории православия в России. 17 мая 2007 г. был подписан исторический Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Казалось бы, страница разделения перевернута. Но понимание периода раскола еще не пришло или, по крайней мере, только началось. Границы Церкви, причины и виновники раскола, русская история глазами соотечественников на родине и в изгнании – все эти темы нуждаются в проговаривании, осмыслении и усвоении.

Митрополит Евсевий (в миру Евгений Иванович Никольский; 21 января 1860, село Серебрянь, Алексинский уезд, Тульская губерния — 31 января 1922, Москва) — русский священнослужитель, епископ Православной российской церкви, митрополит Крутицкий. 1 января 1899 года назначен первым епископом вновь учреждённой Владивостокской и Камчатской епархии. Двадцать лет пребывания владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-японской войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении.
Новая епархия занимала огромную территорию площадью 1200000 квадратных вёрст, в которой насчитывалось 69 церквей. Священников не хватало, и зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и епископ Евсевий поначалу нашёл приют в губернаторском доме. Единственный приходской Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а духовную консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей.
Однако, уже через год трудами были открыты и духовная консистория, и попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковно-приходских школ. Только во Владивостоке при его непосредственном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский («на Первой Речке»), школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства владыка содержал 50 пенсионеров.
В октябре 1922 года во Владивостоке установилась советская власть и епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов) вынужден был оставить Владивосток и перебраться в Харбин. В 1923 году во Владивостокской епархии, при поддержке советской власти, стали активно действовать обновленцы. Обновленческий раскол в Российской Церкви возник в 1922 г. после ареста Патриарха Тихона и захвата Высшего Церковного управления обновленческим ВЦУ. Состоявшийся в мае 1923 года в Москве обновленческий церковный собор лишил Патриарха Тихона Сана и объявил его мирянином, признал безбожную советскую власть законной и единственно справедливой. Этот Собор направил во Владивостокскую епархию женатого архиепископа Василия Блинова. Православное духовенство и миряне Владивостокской епархии стали на защиту православия и не допускали обновленческого епископа к служению в своих храмах.
Когда обновленческий епископ приехал в Архиерейскую Евсевиевскую церковь для служения, настоятель храма иеромонах Антоний воспрепятствовал ему начать служение в церкви. В своём указе от 9 июня 1923 года архиепископ Василий писал: «За оскорбление Священного Собора Российской Православной Церкви, бывшего в мае 1923 года в гор. Москве, за неподчинение законному требованию архиепископа и церковного управления выдать архиерейское облачение для совершения богослужения, – иеромонах Антоний, что на Седанке при Архиерейской церкви, отрешается от должности настоятеля и запрещается в священнослужении».
В 1924 г. Свято-Евсевиевская церковь была закрыта и переделана под клуб, а впоследствии в ней разместилась школа. Седанкинская община оказалась без храма. Помог общине священник Николай Плаксин, у которого на Седанке по ул. Шишкина, д.11 находилась дача, и он предоставил Евсевиевской общине помещение (сарай) для молитвенного дома. В это помещение были перенесены церковная утварь, иконы, части иконостаса со старого храма, и была оборудована новая Свято-Евсевиевская церковь – продолжалась духовная жизнь Седанкинской общины.
2 декабря 1930 года настоятель Евсевиевской общины игумен Антоний был арестован, а 15 февраля 1932 года осужден тройкой ПП ОГПУ по Дальневосточному краю по обвинению в «контрреволюционной деятельности в составе Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края» на три года исправительно-трудовых лагерей.
После отбывания наказания, в 1934 году, игумен Антоний поселился в г. Углич Ярославской области, а в 1937 году переехал в г. Калинин. 12 мая 1937 года он был снова арестован и проходил по делу группы иосифлян во главе с епископом Григорием (Лебедевым). 13 сентября 1937 года тройкой УНК ВС СССР по Калининской области как «активный участник контрреволюционной фашистско-монархической организации» приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 17 сентября 1937 года.
После ареста игумена Антония Евсевиевскую общину на Седанке возглавил протоиерей Плаксин Николай Гаврилович. Отец Николай родился 17 ноября 1864 г. в Казанской губернии. 8 августа 1893 года посвящен в сан диакона. С 1896 года служил диаконом в Успенском Соборе г. Хабаровска. 6 февраля 1899 г. переведен в Кафедральный Успенский Собор г. Владивостока. В 1910 году возведен в сан священника и назначен настоятелем Покровской Суйфунской церкви с. Покровки Никольск-Уссурийского уезда Приморской области. С 1924 года служил священником при молитвенном доме Евсевиевской общины на Седанке по ул. Шишкина, д. 11.
В 1933 году, после проведения нечестной сделки, Деткомиссия завладела дачным владением протоиерея Николая Плаксина и Евсевиевская община потеряла молитвенный дом по улице Шишкина, 11. В этой тяжелой ситуации, когда община оказалась вновь без помещения, где можно молиться, одна из членов Евсевиевской общины, Сахнова Гликерия Трофимовна, предоставила общине свой дом для совершения богослужений. Этот новый молитвенный дом находился на Седанке по ул. Полетаева, д. 28. В архиве сохранилась докладная «Об обследовании деятельности общины верующих на Седанке» от 11 октября 1936 г. В ней приводится описание этого Свято-Евсевиевского молитвенного дома: «Богослужение проводится в жилом доме на Седанке на улице Полетаева, 28. Богослужение проводится в 2 комнатах, в которых стоят кровать, обеденный стол и комод. Остальное заставлено иконами. Кубатура обоих комнат вместе не более 40 кв.м. На кухне стоит 1 кровать хозяйки этого дома». Согласно акту от 26 июня 1937 года, составленного сотрудниками Облисполкома и Госфонда Горфо при ликвидации Седанкинской общины, в Евсевиевской церкви находилось 65 икон различных наименований, в том числе и храмовая икона священномученика Евсевия, епископа Самосатского, в Серебряном окладе.
20 июня 1937 года протоиерей Николай Плаксин был арестован, а 2 сентября того же года осужден по обвинению: «член контрреволюционной Монархической организации, оказывал материальную помощь высланному духовенству». Расстрелян во Владивостоке 10 сентября 1937 года.
Вместе с настоятелем мученически закончили свой земной путь Председатель церковного Совета Евсевиевской общины Соломатов Севастьян Захарович, расстрелян 2 марта 1938 года; и хозяйка молитвенного дома Евсевиевской общины на ул. Полетаева, 28 – Сахнова Гликерия Трифоновна, расстреляна 2 марта 1938 года.
Продолжение следует