История Покровского парка
Продолжение, начало в «КД» №217, февраль 2018

Важный вопрос, который касается всех жителей Приморья и наших гостей, – это наш Покровский парк, а вернее, его историческое наследие. Не все знают, что в Покровском парке покоится прах около 100 тысяч наших сограждан, захороненных на территории бывшего Покровского кладбища в период с 70-х гг. XIX в. по 1924 г. Сегодня мы расскажем В.И. Берлинском и В.А. Бойсмане – героях Русско-японской войны.


Под всякой могильной плитой лежит всемирная история
Генрих Гейне

Владимир Иванович Берлинский

Капитан 2-го ранга, Владимир Иванович Берлинский – герой Русско-японской войны, первым из ее участников был похоронен на Покровском кладбище. Благодаря воспоминаниям старожилов известно, с определенной долей условности, место расположения захоронений военных моряков – участников Русско-японской войны. Так, Олег Грицкевич сообщил, что могилы героев-моряков находились в непосредственной близости от Покровского храма. А. Ковальская, жившая в 1930-е гг. рядом с Покровским кладбищем, также утверждала, что недалеко от храма были: братская могила и много одиночных захоронений воинов.

В.И. Берлинский, старший офицер крейсера «Россия» погиб 1 августа 1904 года во время боя Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой в Корейском проливе, был похоронен 4 августа.

Владимир Берлинский родился 27 июля 1865 года. По окончании морского училища (теперь Морской кадетский корпус) был зачислен в 19-й экипаж в Кронштадте и произведен в офицеры в 1886 г. Начиная с 1888 г. в течение многих лет служил на Дальнем Востоке. В 1888-1891 гг. он был младшим штурманом на крейсере «Адмирал Корнилов». В 1891 г. это судно под командованием капитана 1-го ранга Е.И. Алексеева –Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке – вышел из Владивостока в Аден на встречу с крейсером «Память Азова», на котором в это время находился Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Николай Александрович…

Крейсер «Адмирал Корнилов» проследовал за эскадрой Наследника Цесаревича до Бомбея, откуда отправился в Батум с заболевшим Великим Князем Георгием Александровичем. После этого Владимир Берлинский прошел курс Морской академии и по окончании его снова отправился в заграничное плавание на эскадренном броненосце «Наварин» старшим штурманом. Уже в это время Владимир Иванович считался одним из лучших штурманов на эскадре Тихого океана и пользовался полным доверием своего начальства…

В 1900 г. был назначен временно командующим транспортом «Ермак» для производства важных военно-съемочных и промерочных работ у Ляодунского полуострова и в Печелийском заливе, которые выполнил блестяще и был награжден за это орденом Св. Станислава 2-й степени. По совершении этой важной работы Владимир Иванович вернулся в Кронштадт, где вскоре получил назначение ст. штурманом на крейсер 1-го ранга «Богатырь», строившийся в то время в Германии, и здесь также проявил свои большие познания в военно-морском деле.

Затем Владимир Берлинский привел «Богатырь» во Владивосток и здесь накануне войны, 1 ноября 1903 г., был назначен ст. офицером на крейсер 1-го ранга «Россия», на палубе которого он погиб смертью героя… В заключение приводим выдержки из некролога, написанного его братом Александром:

«Трудно в краткости искренно охарактеризовать эту высокопорядочную и необычайно выдающуюся по уму, способностям, скромности и тонкому знанию своего дела личность. Это был во всех отношениях, как человек и офицер, образец и пример для окружающих. Все командиры, под командой которых он плавал, отзывались о нем с наилучшей стороны, а со стороны общества офицеров и команды Владимир Иванович пользовался редкой любовью и глубоким уважением. Глас народа – глас Божий! С душою чистой, как кристалл, при изумительной скромности он не любил говорить ничего зря и уклонялся от пустых разговоров. Будучи прекрасно образован, он с живым интересом следил за состоянием флотов других государств и был в этом деле отлично осведомлен. Нужно было видеть, с каким интересом и любовью он относился к хорошему, надежному, в своем родном флоте. Как он искренно, всей душей любил флот! Два-три десятка кораблей под командой таких капитанов, как Владимир Иванович – несомненная, гарантированная победа при всяких условиях. Как рыцарь «без страха и упрека» он стремился вступить в бой с японской эскадрой адмирала Камимура; это было его упорное желание; он многократно говорил нам (т.е. крейсерскому владивостокскому отряду): «нужно сойтись с Камимурой и вступить в бой» и 5-6 крейсерств «России» по Японскому морю и в Корейский пролив прошли удачно и благополучно…

Но выход 30 июля из Владивостока был для него роковым, 1 августа утром в начале боя незадолго до того момента как он был убит, командир крейсера, капитан 1 ранга А.П. Андреев, удерживал его в боевой рубке, но Владимир Иванович под предлогом, что ему нужно обойти батарею, вышел именно на тот борт, который был обращен к неприятелю (а не на противоположный, как советовал командир) и, сделав указание одному из офицеров по поводу стрельбы, он последовательно переходил к следующему орудию, в этот момент осколком разорвавшегося снаряда был убит в голову наповал…

В потере его много потеряло в будущем Отечество и много потерял в настоящем – флот. Да будет имя его увековечено в благодарной памяти потомства».

«Россия» – броненосный крейсер. 1 августа 1904 г. в бою с эскадрой японских броненосных крейсеров в Корейском проливе был тяжело повреждён. Зимой 1904-1905 гг. использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду, для чего был вморожен в лед у входа в бухту Новик.


Василий Арсеньевич Бойсман

Василий Арсеньевич Бойсман – герой Русско-японской войны, судоводитель, гидрограф, артиллерист, минер, человек высочайшего мужества и патриотизма. Около двух десятилетий В. Бойсман прослужил на Дальнем Востоке – во Владивостоке и Порт-Артуре.

Он родился 15 января 1855 года в Санкт-Петербурге, после обучения в гимназии 16-летний Василий поступил в Морское училище, которое окончил одним из лучших, был удостоен премии имени адмирала П.С. Нахимова и произведен в гардемарины. Около десяти лет он служил на кораблях Балтийского флота, получив первые офицерские звания – мичмана и лейтенанта.

Затем В. Бойсман окончил курсы в Минном офицерском классе и в 1886 г. минным офицером на шхуне «Алеут» прибыл на Дальний Восток. Здесь он служил на разных кораблях, выполнял разнообразные задания: охранял в Беринговом море котиковые лежбища от браконьеров; проводил гидрографические работы у побережья Кореи на клипере «Бобр»; командовал транспортом «Алеут» в экспедиции Отдельной съемки Восточного океана; командовал минными крейсерами «Всадник», «Гайдамак» в составе Тихоокеанской эскадры.

Много лет Бойсман служил во Владивостоке, где заведовал минной лабораторией и пристрелочной станцией, исполнял обязанности главного минера и артиллериста Владивостокского порта, заведовал Школой минных машинистов, читал лекции и делал сообщения в Морском собрании.

Когда началась Русско-японская война, В.А. Бойсман, имея звание капитана 1-го ранга, был назначен командиром эскадренного броненосца «Пересвет», который, принимая участие в морских боях, охранял крепость Порт-Артур. 28 июля 1904 года отряд русских кораблей, в том числе броненосец «Пересвет», предпринял попытку выйти из осажденного Порт-Артура во Владивосток. Русские корабли были встречены японской эскадрой адмирала Того, в течение шести часов длилось сражение. В.А. Бойсман был трижды ранен, но он сумел возвратиться на «Пересвете» в Порт-Артур. Около полутора месяцев он лечился в госпитале, перенес сложную операцию, но полного выздоровления не произошло.

После сдачи Порт-Артура В. Бойсман добровольно остался в плену, не желая отделяться от своего экипажа. Из-за тяжелых ранений он был помещен в госпиталь лагеря для военнопленных в г. Мацуяма на острове Сикоку, где лечился около девяти месяцев. Но возвратиться на родину живым Бойсману было не суждено, он скончался 8 сентября 1905 г. от ран и от болезни – рака желудка; был похоронен на кладбище г. Мацуяма. Свидетель похорон, капитан 2-го ранга Г.Г. Селецкий, вспоминал:

«…Похороны имели очень торжественный характер, и на них съехалось много японского православного духовенства. Гроб его был покрыт русским военным флагом и завален венками, не только от нас, но и от японских административных лиц… В провожании тела участвовали не только представители японской администрации и японские войска, но и разные депутации от жителей Мацуямы, причем каждая из них являлась с венком или цветами, которые клали на гроб…».

В 1994 г. на русском кладбище в г. Мацуяма был установлен памятник-бюст В. Бойсману, выполненный скульптором В. Мухачевым. Но тогда мало кто знал, что еще в 1906 г. прах российского героя-моряка был перезахоронен во Владивостоке по ходатайству его брата, капитана 2-го ранга Владимира Арсеньевича Бойсмана и в соответствии с решением жены Марии Васильевны Бойсман.

Прах В.А. Бойсмана был доставлен во Владивосток в январе 1906 г. на немецком пароходе «Траве». По ряду причин похороны состоялись только через три месяца; они были торжественными, со всеми воинскими почестями, которые регламентировались приказом командира Владивостокского порта:

«…В среду 19-го апреля имеют быть похороны скончавшегося в Японии от ран бывшего командира броненосца «Пересвет» капитана 1-го ранга Василия Арсеньевича Бойсмана. Поручаю капитану 2-го ранга Трухачеву озаботиться перевезением тела покойного из часовни при Морском госпитале на Адмиральскую пристань…

При проходе печальной процессии по рейду все стоящие на рейде военные суда приспускают кормовые флаги, которые остаются приспущенными до отхода процессии от Адмиральской пристани. Крейсер «Аскольд» производит салют в семь выстрелов с минутными промежутками…».

В. Бойсман был похоронен на городском кладбище, рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, на том участке, где ранее были погребены герои Русско-японской войны В.И. Берлинский, П.П. Мочалин.

«Пересвет» – головной корабль серии из трех несколько отличающихся друг от другаброненосцев (помимо него, в серию входили «Ослябя» и «Победа»), построенных на рубеже XIX-XX вв. на Балтике и предназначенных прежде всего для крейсерских действий в океане. Все три корабля потоплены в Русско-японской войне, причем два из них – сам «Пересвет» и «Победа» – были подняты японцами и введены в состав их флота. Позже, в годы Первой мировой войны, «Пересвет» был выкуплен Россией.


Вместо послесловия. В настоящее время на предполагаемых местах захоронений героев Русско-японской войны нет ничего, кроме деревьев и травы. А ведь похоронены они были на главном городском кладбище, при огромном стечении народа, с салютами и почестями! На просьбы туристов и официальных представителей из Японии указать, где можно увидеть памятник В.А. Бойсману, приходится только опускать очи и разводить руками.

Для того чтобы восстановить историческую и человеческую справедливость, и ведется работа, о ходе которой мы стараемся информировать жителей города.

Владивосток, март 2018


Как благоустроить Покровский парк, носящий статус мемориального?

Список захороненных, согласно выпискам из метрических книг и газетным публикациям (умерших с 1884 по 1922 гг.). На сегодня известны имена и даты ~800 человек. Среди них – большая часть первооткрывателей Владивостока, все первые лица, даже внучатый племянник Пушкина, и многие другие! Важно увековечить их память, благоустроить парк и всем знать о нашей истории, тем более что парк носит статус мемориального. Постановление главы администрации г. Владивостока от 31 января 1995 года «О предоставлении Православному приходу Покрова Божией Матери Владивостокской епархии Русской Православной Церкви г. Владивостока земельного участка территории Покровского парка»

от Мизь Нелли Григорьевна

Родилась в 19 июля 1939 года в селе Михайловка Приморского края в семье военнослужащего. Окончила школу с серебряной медалью, а в 1962 году окончила с красным дпиломом горный факультет ДВПИ по специальности «инженер-технолог». От аспирантуры отказалась, отправившись работать с мужем на один из магаданских приисков. Практически вся ее трудовая биография связана с геологией: Приморское отделение ДальТИСИЗ, комплексная тематическая экспедиция Приморского геологического управления, трест «Дальвостуглеразведка», Комитет по геологии и использованию недр Приморского края. В 1972 году окончила курсы при Владивостокском бюро путешествий и экскурсий, разработав свой первый маршрут «Театры старого Владивостока». С этого началась ее экскурсионная и краеведческая жизнь. За последующие десятилетия Н.Г. Мизь разработала такие маршруты как: «Памятники архитектуры Владивостока», «Владивосток в огне революции», «Колокола нашей памяти», обзорная экскурсия по Владивостокской крепости, «Памятники культовой архитектуры», «Любовь моя, Сидеми!», «Дорогами средневековья», «Легенды пригорода Владивостока» и многие другие. Экскурсия «Славянский лик Владивостока» в 2002 году на Всероссийском конкурсе вошла в «100 лучших товаров Приморья». Автор многих книг и более четырехсот статей, которые раскрывают неизвестные страницы истории Приморского края. В 1990 году, будучи депутатом Владивостокского городского совета, добилась, чтобы Центральный парк культуры и отдыха во Владивостоке был преобразован в Мемориальный Покровский парк. Этим была восстановлена историческая справедливость – именно здесь находится одно из самых старых и больших Владивостокских кладбищ, где нашли свой последний приют многие известные личности города: герои русско-японской войны В. Берлинский, В. Бойсман и другие. Задолго до воссоздания Владивостокской епархии Н.Г. Мизь начала собирать исторические материалы, распространять их, помогать открывать храмы и монастыри. Итогом этих исследований явились книги «Покровский некрополь», «С богом в сердце», «Страницы истории православия в Южно-Уссурийском крае», «Вековой юбилей» и др. Ведет преподавательскую деятельность во многих Владивостокских вузах. Обладая поистине энциклопедическими знаниями по истории Приморского края, она проводит просветительские поездки по Приморскому краю, краеведческие лектории в музеях, школах, библиотеках Владивостока. Активный популяризатор отечественной истории, ее публикации, лекции и экскурсии, выступления на телевидении и радио неизменно вызывают всеобщий интерес. В 2007 году Нелли Григорьевне Мизь присвоено звание почетного гражданина города Владивостока.

Добавить комментарий

Войти через соцсети